Сибирские Огни № 007 - 1991
народную школу, пробуждающую национальное самосознание и духовно воспитывающую; это возрождение суворовского духа, тра диций чести и достоинства в Вооруженных Силах; это переход от чиновничьей государственности к государственности патриотиче ской; это познание нами подлинной своей, а не оплеванной исто рии; это всестороннее преобразование жизни народа и каждого гражданина-патриота, для чего И. А. Ильин предложил краткую, но емкую формулу; «Бог, Родина и национальный вождь». Но глав ное — это Бог, ибо без Бога Родина — это не Родина, не живое жилище Духа Божия на земле, не национальная сокровищница Духа Святого, а географическое понятие; без Бога и национальный вождь — не вождь, а тиран. Как перестраивать экономику, госу дарственность, школу, армию и т. п., каков может быть светский вариант названных религиозных задач — это особый разговор, нужна отдельная работа об основах русского строя жизни. Пока же достаточно отметить, что ни одна из них нашими учеными-об- ществоведами и политическими лидерами по сути не осуществлена. А ведь только на прочной духовной основе можно удовлетвори тельно решить и национальный вопрос, и проблему межконфессио нальных отношений. Когда сейчас разбирают причины возникших недавно у нас межнациональных конфликтов, то в большинстве случаев упускают из виду, что нередко главнейшая из них носит религиозный харак тер. Конфликт между армянами и азербайджанцами — это не только спор из-за Нагорного Карабаха, но и продолжение (или возобновление в новых условиях) религиозной войны христиан (пусть, с православной точки зрения, и еретиков) с мусульманами. Напряженность в отношениях литовцев, латышей и эстонцев с «русскоязычными» также отражает во многом старые противоре чия между католиками и протестантами, с одной стороны, и пра вославными (или некогда православными) с другой. Даже в осно ве пресловутого русско-еврейского вопроса, раздутого до вопроса вселенского масштаба, лежит противоречие между новозаветным и ветхозаветным (точнее, талмудическим) миро- и жизнепонимания- ми, и особую остроту он приобретает как раз в условиях, когда забывается его религиозный характер. Об этом важно сказать именно сейчас, ибо в обстановке начи нающегося религиозного возрождения нам пытаются, на мой взгляд, подсунуть совершенно ложные идеалы, о чем свидетель ствует, например, статья Г. Померанца «Между «иметь» и «быть» («Литературная газета», 9 января 1991 г.). Г. Померанец справед ливо отмечает, что русские мыслители начала XX века заговорили о крушении идеала человекобога, то есть человека, объявившего себя мерой всех вещей, и о восстановлении иерархии, на вершине которой — богочеловек, воля которого совпадает с волей Бога». Столь же верно его суждение о том, что надежды идеологов ком мунизма на исчезновение религии вместе с частной собственностью не оправдались, религия цела. Вроде бы не вызывает возражений и следующий его тезис: «Религия по-прежнему вносит в мир ду ховную иерархию, незыблемую шкалу ценностей, дает человеку твердые внешние рамки и возможность собрать все силы для внут реннего роста. И в-месте с тем религия раскалывает нашу страну на зону православия, зону западного христианства и зону ислама». И вот, чтобы покончить с таким нежелательным расколом, дается следующая рекомендация: «Видимо, нельзя решить все эти задачи без поисков братства всех великих религий, и если движение за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2