Сибирские Огни № 007 - 1991
ными благами и всеобщее хапание — дело совершенно неизбежное, ибо каких-то иных, более высоких ценностей, в нем нет. Самый большой грех человечества, особенно западной цивили зации, состоял в том, что, по достижении уровня, гарантирующего людей от голодной смерти, они пошли не по пути совершенствова ния, очеловечения самого человека, облагораживания его внутрен него мира, установления братских отношений между собой и забо ты о природной среде, а по пути все более полного удовлетворения растущих (в том числе и искусственно раздуваемых) материальных потребностей. Это означало отказ принять в качестве закона жизни завет Христа: «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? и что пить? или во что одеваться? потому что всего этого ищут язычни ки, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфей, глава 6, стихи 32-33). Все не обходимое действительно приложится. Во-первых, потому, что лю бящий Отец даст своим верным чадам то, в чем они нуждаются — это объяснение религиозное. Во-вторых, потому, что люди, ищу щие прежде всего Царство Божие и правду Его, станут относиться друг к другу, к самим себе и к окружающей природе по-человече ски, и тем самым будет устранена главная разрушительная сила мира, порожденная строем зверской конкуренции, хищничества и паразитизма, — это объяснение мирское. Византийско-русская цивилизация в большей мере, чем другие, исходила из того, что главное — это изживание в себе «ветхого», порочного человека и воспитания «нового», одолевающего свои по роки и слабости, словом, обожение. В сколько-нибудь значительной мере эту идею ни Византии, ни России воплотить не удалось, но все необходимые предпосылки у идеологов восточноевропейской пра вославной цивилизации были созданы, и они сейчас нуждаются лишь в возрождении и развитии применительно к современным ус ловиям. Дело теперь за нами — захотим ли мы вступить в наслед ство и сделать ценности, накопленные нашими предками, основой дальнейшего развития России, или же безропотно примем чужой и чуждый нам образ жизни, смиримся со своей второсортностью и на том закончим свой путь, перестав быть самобытным народом. СПАСЕТСЯ ПИ РОССИЯ! Неужели вы думаете, что какое-ни будь важное дело может сделаться хорошо, когда оно будет делаться в западном духе? И. В. Киреевский На сегодня главный вопрос России — о пути дальнейшего ее развития — не решен. Она по-прежнему стоит перед выбором: либо «включение в мировую цивилизацию» и превращение в коло нию транснациональных корпораций, либо возрождение с опорой на патриотические силы и с самобытным развитием именно по «особому русскому пути». Самобытное развитие России — это пе рестройка ее экономики на традиционных общинно-артельных началах; об этом сейчас уже начинают говорить и писать, но обыч но забывают добавить главное — о духовных началах русского строя жизни и хозяйства. Об этом напомнил И. А. Ильин в своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2