Сибирские Огни № 007 - 1991
Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного, грешником и немного презирает буржуазные добродетели» (там же). Мне рассказывали об одном случае из жизни знаменитой совре менной эстрадной певицы, происшедшем несколько лет назад. Ока шла вечером по улице в сопровождении двух молодых людей и встретила группу артистов в дальнейшем известного, а тогда толь ко начинавшего свой творческий путь фольклорного ансамбля, ко торые громко распевали веселую песню. Это так понравилось «звезде», что она пригласила артистов к себе домой, благо идти к ней было совсем недалеко. Все вошли в большую квартиру, обстав ленную с роскошью, но безвкусно. Хозяйка сказала, что гостей не ожидала, а потому придется ограничиться той едой, какая найдет ся в холодильнике. Еды нашлось немного, зато водки оказалось вдоволь, и хозяйка поставила перед каждым участником наметив-' шегося пира по великолепной хрустальной рюмке. Одна из артис ток, совсем молодая девушка, не привыкшая еще к алкоголю, ско ро захмелела и нечаянно уронила рюмку на пол, и та разлетелась вдребезги. Можно представить себе ее состояние, которое сразу же отразилось на ее лице. Хозяйка, уже подвыпившая, заметив смущение и испуг гостьи, спросила ее: — Ты что, расстроилась из-за этой стекляшки? Да я их... И, к изумлению гостей, она схватила свою рюмку и хлобыст нула ее об стену, затем вторую... Поскольку -рассказывала об этом одна из артисток ансамбля, очевидец этой сцены, у меня нет оснований ей не верить. Но при мечательно, что никто из слушавших этот рассказ также не усом нился в его достоверности. Значит, если бы даже он был выдум кой, то это такая выдумка, которая находится в ладу с нашим представлением о русском характере. Может быть, именно эго имел в виду Бердяев, когда писал: «Возьмем немца. Он чувствует себя со всех сторон сдавленным, как в мышеловке. Шири нет ни вокруг него, ни в нем самом. Он ищет спасения в своей собствен ной организованной энергии, в напряженной активности. Все дол жно быть у немца на месте, все распределено. Без самодисципли ны и ответственности немец не может существовать. Всюду он видит граништ и всюду ставит границы. Немец не может сущест вовать в безграничности, ему чужда и противна славянская без брежность. Он только с большим напряжением энергии хотел бы расширить свои границы. Немец должен презирать русского чело века за то, что тот не умеет жить, устраивать жизнь, организо вать жизнь, не знает ничему меры и места, не умеет достигать воз можного. Русскому же противен германский пафос мещанского устроения жизни» («Судьба России», с. 68). Этот вовсе не означа ет, что немец плохой, а рубский хороший, просто они разные, и с этим надо считаться. А эпизодов, показывающих, сколь по-разно му воспринимают мир и живут немец и русский, то смешных, то печальных, в отечественной литературе — и у Гоголя, и у Лескова, и у Достоевского, и у Глеба Успенского — описано множество. И относится это не к одним только немцам, а и ко всем другим на родам Запада (хотя в разных отношениях — в различной мере). М. Назаров в цитированной выше статье (а он пишет со знанием дела, ибо давно живет в эмиграции) показывает, что различия в образе мыслей и поведения русских, и западноевропейцев обуслов лены не разницей в условиях быта, а глубокими отличиями в строе русского духа, особенность которого «коренится уже в самом спо собе познания мира как органического целого, религиозной инту-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2