Сибирские Огни № 007 - 1991

Насадить в России подлинный капитализм удастся лишь в том случае, если Запад сумеет переделать душу русского человека. И самым серьезным препятствием в этом деле окажется православие, Вот почему, повторяю еще раз, главный вопрос нашей сегодняшней жизни — не экономический, не социальный, не политический, а религиозный. Русский мыслитель Л. П. Карсавин, развивая известную мысль Достоевского, говорил, что русский человек перестанет быть рус­ ским лишь в том случае, если перестанет быть православным. Не случайно основная мысль самой русофобской программы радио­ станции «Свобода», так и названной — «Русская идея», сводится к тому, что необходимо добиться изменения самой русской души, выбить из сознания русских людей мысль о мессианском предна­ значении и особом пути развития России, заставить нашу страну смириться с неизбежностью для нее влиться в общий поток миро­ вой цивилизации. Хватит русским людям думать о запретном, пусть переходят к тому строю жизни, который присущ всем цивилизо­ ванным народам, т. е. к капитализму. Но изменить строй русской души можно, лишь изгнав из нее православие или те остатки его, которые там еще сохраняются. Вот почему ближайшие годы дол­ жны неизбежно ознаменоваться самым широким наступлением всех темных сил мира — как внешних, так и внутренних — на православную веру. С одной стороны, усилятся тысячелетняя экс­ пансия католицизма и стрв'Млен.ие расширить сферу влияния про­ тестантизма, иудаизма, других неправославных религий, а также «синтетических», искусственно созданных вероисповеданий вроде учений Рерихов и Блаватокой, П. К- Иванова и астрологов, хиро­ мантов и экстрасенсов. С другой стороны, усилятся попытки по­ дорвать Русскую Православную Церковь изнутри, в первую оче­ редь внедрением экуменизма (объединения всех христианских Цер­ квей) и суперэкуменизма (объединения христианских и нехристи­ анских Церквей). Ватиканские встречи, невиданная шумиха у нас в связи с празднованием католического Рождества Христова 25 де­ кабря 1990 года (православные отмечают Рождество 7 января)^, предстоящее открытие в Новосибирске католической епископской кафедры со сферой влияния на всю Сибирь, массированное про­ никновение католических ксендзов в сибирские вузы в качестве лекторов но истории религии и последовавшие многочисленные случаи крещения студентов по католическому обряду и т. п. это лишь первые ласточки, предупреждающие нас о наступлении эры новых гонений на Православную Церковь, на подлинное учение Христа. Бердяев приводит известное высказывание К. Леонтьева: рус­ ский человек может быть святым, но не может быть честным. Чест­ ность — западноевропейский идеал. Русский идеал — святость. Но, продолжает Бердяев, святость — удел немногих, а остальные, ли­ шенные как ее, так и элементарной честности, могут стать мошен­ никами. Дополнение к идеалу «Святая Русь» — это Русь мошен­ ническая. Однако и такая мошенническая Русь вряд ли устроит Запад, ибо, продолжает Бердяев, «русский человек будет грабить и нажи­ ваться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почи­ тать материальные богатства высшей ценностью...» («Судьба Рос­ сии», с. 77). По его мнению, «в русском душевном типе есть огром­ ное преимущество перед типом европейским. Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершен­ ства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2