Сибирские Огни № 007 - 1991
Насадить в России подлинный капитализм удастся лишь в том случае, если Запад сумеет переделать душу русского человека. И самым серьезным препятствием в этом деле окажется православие, Вот почему, повторяю еще раз, главный вопрос нашей сегодняшней жизни — не экономический, не социальный, не политический, а религиозный. Русский мыслитель Л. П. Карсавин, развивая известную мысль Достоевского, говорил, что русский человек перестанет быть рус ским лишь в том случае, если перестанет быть православным. Не случайно основная мысль самой русофобской программы радио станции «Свобода», так и названной — «Русская идея», сводится к тому, что необходимо добиться изменения самой русской души, выбить из сознания русских людей мысль о мессианском предна значении и особом пути развития России, заставить нашу страну смириться с неизбежностью для нее влиться в общий поток миро вой цивилизации. Хватит русским людям думать о запретном, пусть переходят к тому строю жизни, который присущ всем цивилизо ванным народам, т. е. к капитализму. Но изменить строй русской души можно, лишь изгнав из нее православие или те остатки его, которые там еще сохраняются. Вот почему ближайшие годы дол жны неизбежно ознаменоваться самым широким наступлением всех темных сил мира — как внешних, так и внутренних — на православную веру. С одной стороны, усилятся тысячелетняя экс пансия католицизма и стрв'Млен.ие расширить сферу влияния про тестантизма, иудаизма, других неправославных религий, а также «синтетических», искусственно созданных вероисповеданий вроде учений Рерихов и Блаватокой, П. К- Иванова и астрологов, хиро мантов и экстрасенсов. С другой стороны, усилятся попытки по дорвать Русскую Православную Церковь изнутри, в первую оче редь внедрением экуменизма (объединения всех христианских Цер квей) и суперэкуменизма (объединения христианских и нехристи анских Церквей). Ватиканские встречи, невиданная шумиха у нас в связи с празднованием католического Рождества Христова 25 де кабря 1990 года (православные отмечают Рождество 7 января)^, предстоящее открытие в Новосибирске католической епископской кафедры со сферой влияния на всю Сибирь, массированное про никновение католических ксендзов в сибирские вузы в качестве лекторов но истории религии и последовавшие многочисленные случаи крещения студентов по католическому обряду и т. п. это лишь первые ласточки, предупреждающие нас о наступлении эры новых гонений на Православную Церковь, на подлинное учение Христа. Бердяев приводит известное высказывание К. Леонтьева: рус ский человек может быть святым, но не может быть честным. Чест ность — западноевропейский идеал. Русский идеал — святость. Но, продолжает Бердяев, святость — удел немногих, а остальные, ли шенные как ее, так и элементарной честности, могут стать мошен никами. Дополнение к идеалу «Святая Русь» — это Русь мошен ническая. Однако и такая мошенническая Русь вряд ли устроит Запад, ибо, продолжает Бердяев, «русский человек будет грабить и нажи ваться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почи тать материальные богатства высшей ценностью...» («Судьба Рос сии», с. 77). По его мнению, «в русском душевном типе есть огром ное преимущество перед типом европейским. Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершен ства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2