Сибирские Огни № 007 - 1991
лигиозности, посещение церкви в воскресенье (или в субботу — в зависимости от вероисповедания) воспринимается там как дол жное. Примерно 90 процентов жителей США тратят собственные деньги и время на благотворительные программы — от охраны ок ружающей среды до помощи бездомным («Советская молодежь», 2! декабря 1990 г.). «Вряд ли мир и природу спасет какая-либо сверхновая технология, ее спасет более совершенная человеческая личность» — это слова американского политолога Д. Джеффри («Комсомольская правда», 17 декабря 1990 г.) можно считать вы ражением миропонимания большинства населения США и вообще развитых стран Запада. Конечно, этика протестантизма очень своеобразна и но многом напоминает древнеиудейскую (не случайно С. Н. Булгаков напо минал, что протестантизм, особенную такую его разновидность, как английское пуританство, называли «английским еврейством»). Во- первых, она не мешала «верующим» капиталистам жестоко эксплу атировать рабочих и даже малолетних детей, принужденных вы полнять одуряющую однообразную работу по 12 и более часов в сутки: что не противоречит формальному закону, то не должно беспокоить и совести протестанта, а делание денег есть дело бого угодное. Во-вторых, как заповеди Ветхого Завета регулировали жизнь лишь богоизбранного еврейского народа, а в отношении не- евреев (гоев) можно было их нарушать, так и нормы деловой про тестантской этики распространяются лишь на тех, кого считают за полноценных людей. «Верующие» работорговцы ввозили негров- рабов из Африки в Америку, набивая их в трюмы судов как сель дей в бочку, и считали 50-процентную смертность невольников ес тественными отходами производства. И сейчас деловые люди За пада нередко смотрят на население «третьего мира» ^(ныне — так же и СССР), как на недочеловеков — естественный объект для эксплуатации, в отношении которых допускаются и обман, и ложь, и хитрость, и поставка недоброкачественных товаров, в чем уже смогли воочию убедиться многие советские внешнеторговые орга низации. Но, за этими исключениями, этика в деловом мире Запада на высоте. И вот теперь представим себе, что мы и жители Запада оказа лись, вследствие перехода СССР к рынку, в «едином экономическом пространстве». В своем подавляющем большинстве наш народ без- религиозен, и лишь у малой его части сохранились остатки право славного миропонимания (я говорю прежде всего о русских, то есть о великороссах, украинцах и белорусах, не касаясь других наций, традиционно исповедовавших другие религии). Возможен ли в этих условиях хоть сколько-нибудь цивилизованный рынок? Будут ли наши новоиспеченные капиталисты придерживаться об щепринятых на- Западе норм этики предпринимательства, если да же нынешние чиновники, ведущие переговоры с иностранными фирмами, как правило, не держат данного слова? Можно ли вооб ще рассчитывать на их честность и порядочность, если один из первых способов наживы, использованных в США эмигрантами из СССР, заключается в том, чтобы разбавлять бензин водой? Да и откуда возьмется предпринимательская этика у безрелигиозных дельцов, воспитанных на девизах: «Хочешь жить — умей вертеть ся» и «Не обманешь — не продашь»? Народ, несколько поколений которого были отлучены от религии и от основывавшейся на ней системы нравственных ценностей, а десятки миллионов его сынов и дочерей прошли через тюрьмы, лагеря и ссылки (далеко не луч шие универси 1 еты нравственности), народ, среди которого матер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2