Сибирские Огни № 007 - 1991
петентность, слабую проработку экономических проблем и т. п. В принципе эта критика справедлива, однако она проходит мимо главного, поскольку не учитывает того, что человек — не машина для производства и потребления товаров, а богоподобное существо космического предназначения, но, к сожалению, забывшее о своем богоподобии и высоком призвании. Иными словами, проблема пе рехода к рынку или становления нерыночной экономики — не столько экономическая, социальная или политическая, сколько ре лигиозная, хотя современному читателю, особенно атеисту, понять это совсем не просто. Переход к рынку, как он задуман сейчас в нашей стране, есть во многом возврат к капитализму^ причем к той его стадии, кото рая в развитых странах Запада и Востока давно и безвозвратно пройдена. Но капитализм складывался как общество протестант ской этики, протестантизм же в свое время .возвеличил труд, точ нее — «делание денег» до уровня светской религии. До возникно вения протестантизма вся Западная Европа была католической, а католицизм уже в первые века своего существования соблазнился идеей всемирного земного царства, принятой им от языческого Рима. А. И. Солженицын напоминает в своей брошюре «Как нам обустроить Россию»: «Изначальная европейская демократия была напоена чувством христианской ответственности, самодисциплины. Однако постепенно эти духовные основы выветриваются. Духов ная независимость притесняется, пригибается диктатурой пошло сти, моды и групповых интересов». Этот процесс объективный, это, по словам Г. Поляченко, «только часть всеобщей человече ской драмы, вызванной всемирным оскудением Веры, отходом от Богоподобности, заменой Веры в Бога верой в атезим, верой в без верие, поклонением сатане» («Русский вестник». — 1990, декабрь. — С. 16). Запад стал во многом как бы краем «Христианства без Христа», языческо-католическо-протестантско-иудаистско-синтоист- ской цивилизации потребительства как самоцели. Иными словами, он идет по тупиковому пути, ведущему в пропасть экологической катастрофы и самоистребления рода человеческого. И все же З а пад остается краем этики предпринимательства, где «великими дельцами почти никогда не становятся мелкие спекулянты, кото рые рано или поздно теряют полученные барыши на других спе куляциях, но становятся те люди, которые настойчиво и последо вательно осуществляют задуманный проект... Предприниматель является как бы гарантом, символом порядочности, задуманной им идеи не только в ее сути, но и во всех деталях реализации. Слово предпринимателя, данное партнеру или банкиру, должно цениться гораздо выше, чем контракт, составленный при участии самых лучших адвокатов. Репутация банкира должна быть сино нимом понятия о чести. Дело не в том, что не бывает нечестных и непорядочных «акул», а в том, что одного человека можно обма нуть несколько раз, нескольких людей — один раз. Но нельзя об манывать многих людей много раз. Поэтому настоящий предпри ниматель не может быть непорядочным или нечестным. В против ном случае он перестает быть предпринимателем и переходит в разряд мошенников, с которыми серьезные фирмы уже не пойдут ни на какие сделки. Недаром русские купцы, да и французские тоже, ударяли по рукам, не обращаясь ни к каким адвокатам. Бы вает, что и сегодня миллионные сделки заключаются и осуществля ются на основе данного слова» («Аргументы и факты», 1990, № 36). Свыше 90 процентов американцев считают себя верующими и гор дятся тем, что США — вторая после Индии страна в мире по ре*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2