Сибирские Огни № 007 - 1991

петентность, слабую проработку экономических проблем и т. п. В принципе эта критика справедлива, однако она проходит мимо главного, поскольку не учитывает того, что человек — не машина для производства и потребления товаров, а богоподобное существо космического предназначения, но, к сожалению, забывшее о своем богоподобии и высоком призвании. Иными словами, проблема пе­ рехода к рынку или становления нерыночной экономики — не столько экономическая, социальная или политическая, сколько ре­ лигиозная, хотя современному читателю, особенно атеисту, понять это совсем не просто. Переход к рынку, как он задуман сейчас в нашей стране, есть во многом возврат к капитализму^ причем к той его стадии, кото­ рая в развитых странах Запада и Востока давно и безвозвратно пройдена. Но капитализм складывался как общество протестант­ ской этики, протестантизм же в свое время .возвеличил труд, точ­ нее — «делание денег» до уровня светской религии. До возникно­ вения протестантизма вся Западная Европа была католической, а католицизм уже в первые века своего существования соблазнился идеей всемирного земного царства, принятой им от языческого Рима. А. И. Солженицын напоминает в своей брошюре «Как нам обустроить Россию»: «Изначальная европейская демократия была напоена чувством христианской ответственности, самодисциплины. Однако постепенно эти духовные основы выветриваются. Духов­ ная независимость притесняется, пригибается диктатурой пошло­ сти, моды и групповых интересов». Этот процесс объективный, это, по словам Г. Поляченко, «только часть всеобщей человече­ ской драмы, вызванной всемирным оскудением Веры, отходом от Богоподобности, заменой Веры в Бога верой в атезим, верой в без­ верие, поклонением сатане» («Русский вестник». — 1990, декабрь. — С. 16). Запад стал во многом как бы краем «Христианства без Христа», языческо-католическо-протестантско-иудаистско-синтоист- ской цивилизации потребительства как самоцели. Иными словами, он идет по тупиковому пути, ведущему в пропасть экологической катастрофы и самоистребления рода человеческого. И все же З а ­ пад остается краем этики предпринимательства, где «великими дельцами почти никогда не становятся мелкие спекулянты, кото­ рые рано или поздно теряют полученные барыши на других спе­ куляциях, но становятся те люди, которые настойчиво и последо­ вательно осуществляют задуманный проект... Предприниматель является как бы гарантом, символом порядочности, задуманной им идеи не только в ее сути, но и во всех деталях реализации. Слово предпринимателя, данное партнеру или банкиру, должно цениться гораздо выше, чем контракт, составленный при участии самых лучших адвокатов. Репутация банкира должна быть сино­ нимом понятия о чести. Дело не в том, что не бывает нечестных и непорядочных «акул», а в том, что одного человека можно обма­ нуть несколько раз, нескольких людей — один раз. Но нельзя об­ манывать многих людей много раз. Поэтому настоящий предпри­ ниматель не может быть непорядочным или нечестным. В против­ ном случае он перестает быть предпринимателем и переходит в разряд мошенников, с которыми серьезные фирмы уже не пойдут ни на какие сделки. Недаром русские купцы, да и французские тоже, ударяли по рукам, не обращаясь ни к каким адвокатам. Бы­ вает, что и сегодня миллионные сделки заключаются и осуществля­ ются на основе данного слова» («Аргументы и факты», 1990, № 36). Свыше 90 процентов американцев считают себя верующими и гор­ дятся тем, что США — вторая после Индии страна в мире по ре*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2