Сибирские Огни № 007 - 1991
экономическая эпоха имеет свой особый тип «экономического че ловека», порождаемый духом хозяйства, и объявлять его «рефлек сом» данных экономических отношений возможно только при том логическом фетишизме, в который невольно впадает политическая экономия, когда она рассматривает хозяйство, развитие произво дительных сил, разные экономические организации через призму абстрактных категорий, вне их исторической конкретности» (там же, с. 238, 239). И далее: «Человек может хотеть разного: в своем хотении он может быть и выше и ниже себя, служить Богу и Сата не, Христу и Антихристу, он осуществляет в этом свою духовную свободу. Но как дух воплощенный, следовательно,. неразрывно связанный с миром и обладающий способностью действия в нем, он нуждается еще в хозяйственной свободе или мощи и способен иметь ее. В пределе, человек может хотеть всего и мочь все: он может быть победителем Божиим и участвовать в «возделывании Эдема», и может растлить землю, став только «плотью», как пред- потопное человечество, или стать орудием дьявола в своем челове- кобожном и миробожном отложении от Бога. Мощь есть лишь средство для свободы и орудие свободы. Но сама эта свобода не может быть ни уменьшена, ни увеличена ^никем и ничем: она всег да свойственна человеку, как образ Божий в нем» (там же, с. ¿40). Как видим, русские мыслители (вслед за их византийскими предшественниками) понимали экономику как одну из сторон ду ховной жизни человека и общества. Они отчетливо сознавали, что экономика может служить как целям созидания, так и целям раз рушения, и понимали русскую идею применительно к области хо зяйственной жизни как маяк для всего человечества, зашедшего в тупик вследствие своего безблагодатного общественного произ водства. Эта важнейшая особенность русской экономической мы сли совершенно утрачена советским обществоведением, именно этого духовного стержня нет в трудах идеологов перестройки, в частности, в программах перехода к рынку. А ведь С. Н. Булгаков продолжал развивать свое учение и в эмиграции, о чем свидетель ствует например, очерк «Православие и хозяйственная жизнь» (см. его книгу «Православие», Париж, 1965), где он излагает, в част ности, свое понимание христианского социализма. _ Все это подходы к той нетоварной, нерыночной экономике, ко торую призвана выработать Россия. Эта экономика, переходя от рыночного к нерыночному типу, и должна будет проити через четвертый тип рынка, о котором сейчас еще рано говорить по- скольку подавляющее большинство наших соотечественников с годня не готово к восприятию подобных идеи. РЫНОК И ДУША Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси (не знаешь. — М. А.) кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостой ного. Из покаянного канона Нередко можно прочитать или услышать, как идеологов и ру ководителей нашей перестройки критикуют за недостаточную ком-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2