Сибирские Огни № 007 - 1991

дется жить и работать в обстановке непонимания со стороны ок­ ружающих и всяческого противодействия изнутри и извне. Историческое призвание России, в частности, заключается в создании еще невиданного в истории типа нерыночной экономики, основанной на отношениях любви и взаимопомощи между людьми. Как в русской трудовой семье распределение благ происходило не по капиталу или по_ трудовому вкладу, а по тому, что нужнее для хозяйства в целом' и для каждого члена семьи, так и в обще­ стве взаимоотношения людей должны определяться не рыночными механизмами. Основы такого нового строя заложены в трудах русских^ мыслителей, а еще раньше — в работах их византийских учителей. Здесь можно назвать имена Василия Кесарийского, Геор­ гия Назианзина, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Макси­ ма Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы IV— XIV века, русских исихастов XIV—XV веков, Ермолая-Еразма (XVI век’), И. Т. Посошкова, русских мыслителей рубежа XIX—XX веков, в особенности В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова. По мысли С. Н. Булгакова (см. его книгу «Философия хозяйства». — М., 1912. — С. 156—157), хозяйству в теперешнем смысле «иерархиче­ ски и космологически предшествует, иное хозяйство, иной труд, свободный, бескорыстный, любовный, в котором хозяйство сли­ вается с художественным творчеством. До своего грехопадения, человек, будучи естественным владыкой мира... вводится Богом в «сад Эдемский» (в который, конечно, должна была бы превратить­ ся при его посредстве вся вселенная) и ему поручается «возделы­ вать его и хранить его»... Начало хозяйственного действия и веде­ ния («науки»), труда над реальным и идеальным объектом, отно­ сится, таким образом, к «райскому» состоянию, т. е. к самой ме­ тафизической сущности неповрежденных отношений человека к ми­ ру, когда человек еще не подвластен страху смерти, ибо ему до­ ступно древо жизни, и не ведает угрозы голода: поэтому лишь во имя любви к творению Божию должен быть осуществляем нм здесь труд познавания и действия. Можно говорить в этом смысле о «райском хозяйстве» как о бескорыстном любовном труде чело­ века над природой для ее познания и усовершенствования... Но после грехопадения человека, религиозно соответствующего мета­ физической катастрофе всего космоса, смысл хозяйства и его мо­ тивы изменяются. Тяжелый покров хозяйственной нужды ложится на хозяйственную деятельность... Целью хозяйства становится борьба за жизнь, а его естественной идеологией экономический материализм. Оно становится исполнением суда Божия над согре­ шившим человечеством: «в поте лица твоего будешь ЕСТЬ хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой взят...» И исхо­ дя из такого высокого понимания первоначальной сущности хозяй­ ства С. Н. Булгаков формулирует задачи хозяйственной деятель­ ности человека и человечества в условиях XX века (я не касаюсь здесь его учения о Софии Премудрости Божией, которое относит­ ся больше к богословию, чем к экономике). Он особо подчерки­ вает: «Хозяйство, рассматриваемое как творчество, есть и психо­ логический феномен, или, говоря еще определеннее, хозяйство есть явление духовной жизни, в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда. Дух хозяйства (на­ пример, «дух капитализма», о котором теперь много пишут, и при­ том такие выдающиеся представители экономической науки, как Зонбард и Макс Вебер) есть, опять-таки, не фикция, не образ, но историческая реальность. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2