Сибирские Огни № 007 - 1991
дется жить и работать в обстановке непонимания со стороны ок ружающих и всяческого противодействия изнутри и извне. Историческое призвание России, в частности, заключается в создании еще невиданного в истории типа нерыночной экономики, основанной на отношениях любви и взаимопомощи между людьми. Как в русской трудовой семье распределение благ происходило не по капиталу или по_ трудовому вкладу, а по тому, что нужнее для хозяйства в целом' и для каждого члена семьи, так и в обще стве взаимоотношения людей должны определяться не рыночными механизмами. Основы такого нового строя заложены в трудах русских^ мыслителей, а еще раньше — в работах их византийских учителей. Здесь можно назвать имена Василия Кесарийского, Геор гия Назианзина, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Макси ма Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы IV— XIV века, русских исихастов XIV—XV веков, Ермолая-Еразма (XVI век’), И. Т. Посошкова, русских мыслителей рубежа XIX—XX веков, в особенности В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова. По мысли С. Н. Булгакова (см. его книгу «Философия хозяйства». — М., 1912. — С. 156—157), хозяйству в теперешнем смысле «иерархиче ски и космологически предшествует, иное хозяйство, иной труд, свободный, бескорыстный, любовный, в котором хозяйство сли вается с художественным творчеством. До своего грехопадения, человек, будучи естественным владыкой мира... вводится Богом в «сад Эдемский» (в который, конечно, должна была бы превратить ся при его посредстве вся вселенная) и ему поручается «возделы вать его и хранить его»... Начало хозяйственного действия и веде ния («науки»), труда над реальным и идеальным объектом, отно сится, таким образом, к «райскому» состоянию, т. е. к самой ме тафизической сущности неповрежденных отношений человека к ми ру, когда человек еще не подвластен страху смерти, ибо ему до ступно древо жизни, и не ведает угрозы голода: поэтому лишь во имя любви к творению Божию должен быть осуществляем нм здесь труд познавания и действия. Можно говорить в этом смысле о «райском хозяйстве» как о бескорыстном любовном труде чело века над природой для ее познания и усовершенствования... Но после грехопадения человека, религиозно соответствующего мета физической катастрофе всего космоса, смысл хозяйства и его мо тивы изменяются. Тяжелый покров хозяйственной нужды ложится на хозяйственную деятельность... Целью хозяйства становится борьба за жизнь, а его естественной идеологией экономический материализм. Оно становится исполнением суда Божия над согре шившим человечеством: «в поте лица твоего будешь ЕСТЬ хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой взят...» И исхо дя из такого высокого понимания первоначальной сущности хозяй ства С. Н. Булгаков формулирует задачи хозяйственной деятель ности человека и человечества в условиях XX века (я не касаюсь здесь его учения о Софии Премудрости Божией, которое относит ся больше к богословию, чем к экономике). Он особо подчерки вает: «Хозяйство, рассматриваемое как творчество, есть и психо логический феномен, или, говоря еще определеннее, хозяйство есть явление духовной жизни, в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда. Дух хозяйства (на пример, «дух капитализма», о котором теперь много пишут, и при том такие выдающиеся представители экономической науки, как Зонбард и Макс Вебер) есть, опять-таки, не фикция, не образ, но историческая реальность. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2