Сибирские Огни № 007 - 1991

рынок будет, весь вопрос в том, к какому именно рынку мы пере­ ходим, иными словами — какой мы хотим видеть нашу страну. Но как раз от ответа на этот главный вопрос идеологи перестройки уходят вот уже шесть лет. Но почему же? Одни считают: потому, что идеологи перестройки некомпетент­ ны и сами не понимают, какой именно рынок хотят ввести (на­ родный депутат СССР и РСФСР, доктор экономических наук Т. И. Корягина к числу некомпетентных деятелей отнесла и быв­ шего Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова, и главу государства М. С. Горбачева, посоветовав последнему при­ влечь в качестве консультантов ведущих банкиров и бизнесменов Запада). Другие возражают: нет, уход от ответа обусловлен имен­ но ясным пониманием конечных целей, которые настолько небла­ говидны, что их приходится тщательно скрывать, маскируя витие­ ватыми фразами о благе страны. Не отрицая вовсе ни первого, ни второго объяснений этой загадки, рискну высказать третье: идео­ логи перестройки не знают, не понимают и, во всяком случае, не принимают всерьез русской идеи. Среди тех, кто стоит ныне у кор­ мила власти, а особенно — в среде ведущих ученых-обществове- дов, выступающих ныне в качестве советников, экспертов и кон­ сультантов властей предержащих, почти нет русских людей — рус­ ских не по крови (это — не самое главное), а по причастности к болям и радостям России, о чем говорилось в цитированной выше статье И. Л. Ильина. Давно замечено, что стоит лишь заговорить об отсутствии или недостаточном представительстве русских людей в правительстве (или в науке, или, скажем, в кинематографе), так человека начи­ нают подозревать в антисемитизме (не в антиякутизме или в антитуркменизме, а именно в антисемитизме). Сразу хочу отмести подобное подозрение от себя лично. Для православного человека все другие, крещенные по православному обычаю и посещающие церковь, равны, или, как сказал апостол Павел, нет ни иудея, ни эллина, а неправославные для него — как язычники и мытари, ка­ кой бы национальности они ни были. Для него нет еврейского или цыганского, вообще национального вопроса как такового, а есть вопрос религиозный. Людей он делит на верующих (право­ славных) и прочих, и главным противоречием современной эпохи считает не экономическое, политическое, социальное или нацио­ нальное, а религиозное — между христианством (православием) и антихристианством. Впрочем, об этом, с учетом возможных нюан­ сов, будет сказано немного подробнее ниже, а здесь лишь замечу, что нерусские в правительстве (в науке, искусстве, средствах мас­ совой информации и пр.) — это представители «малого народа» (этот термин после долгого забвения вновь использовал И. Р. Ша- фаревич, хотя он встречается, может быть, в несколько ином зна­ чении, еще в библейской книге пророка Даниила). «Малый народ» — это безнациональная атеистическая социальная прослойка, в си­ лу ряда обстоятельств оказавшаяся у власти и управляющая жизнью страны без учета традиций и духовных ценностей «боль­ шого народа». Собственно говоря, сейчас господство «малого на­ рода» не наше особенное бедствие, оно наблюдается почти во всем мире, во всяком случае во всех развитых капиталистических странах Запада, что не удивительно, если учесть колоссальную финансовую и политическую мощь транснациональных корпора­ ций, сферой влияния которых стала практически вся планета, а также воздействие на души людей печати, радио, телевидения, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2