Сибирские Огни № 007 - 1991
рынок будет, весь вопрос в том, к какому именно рынку мы пере ходим, иными словами — какой мы хотим видеть нашу страну. Но как раз от ответа на этот главный вопрос идеологи перестройки уходят вот уже шесть лет. Но почему же? Одни считают: потому, что идеологи перестройки некомпетент ны и сами не понимают, какой именно рынок хотят ввести (на родный депутат СССР и РСФСР, доктор экономических наук Т. И. Корягина к числу некомпетентных деятелей отнесла и быв шего Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова, и главу государства М. С. Горбачева, посоветовав последнему при влечь в качестве консультантов ведущих банкиров и бизнесменов Запада). Другие возражают: нет, уход от ответа обусловлен имен но ясным пониманием конечных целей, которые настолько небла говидны, что их приходится тщательно скрывать, маскируя витие ватыми фразами о благе страны. Не отрицая вовсе ни первого, ни второго объяснений этой загадки, рискну высказать третье: идео логи перестройки не знают, не понимают и, во всяком случае, не принимают всерьез русской идеи. Среди тех, кто стоит ныне у кор мила власти, а особенно — в среде ведущих ученых-обществове- дов, выступающих ныне в качестве советников, экспертов и кон сультантов властей предержащих, почти нет русских людей — рус ских не по крови (это — не самое главное), а по причастности к болям и радостям России, о чем говорилось в цитированной выше статье И. Л. Ильина. Давно замечено, что стоит лишь заговорить об отсутствии или недостаточном представительстве русских людей в правительстве (или в науке, или, скажем, в кинематографе), так человека начи нают подозревать в антисемитизме (не в антиякутизме или в антитуркменизме, а именно в антисемитизме). Сразу хочу отмести подобное подозрение от себя лично. Для православного человека все другие, крещенные по православному обычаю и посещающие церковь, равны, или, как сказал апостол Павел, нет ни иудея, ни эллина, а неправославные для него — как язычники и мытари, ка кой бы национальности они ни были. Для него нет еврейского или цыганского, вообще национального вопроса как такового, а есть вопрос религиозный. Людей он делит на верующих (право славных) и прочих, и главным противоречием современной эпохи считает не экономическое, политическое, социальное или нацио нальное, а религиозное — между христианством (православием) и антихристианством. Впрочем, об этом, с учетом возможных нюан сов, будет сказано немного подробнее ниже, а здесь лишь замечу, что нерусские в правительстве (в науке, искусстве, средствах мас совой информации и пр.) — это представители «малого народа» (этот термин после долгого забвения вновь использовал И. Р. Ша- фаревич, хотя он встречается, может быть, в несколько ином зна чении, еще в библейской книге пророка Даниила). «Малый народ» — это безнациональная атеистическая социальная прослойка, в си лу ряда обстоятельств оказавшаяся у власти и управляющая жизнью страны без учета традиций и духовных ценностей «боль шого народа». Собственно говоря, сейчас господство «малого на рода» не наше особенное бедствие, оно наблюдается почти во всем мире, во всяком случае во всех развитых капиталистических странах Запада, что не удивительно, если учесть колоссальную финансовую и политическую мощь транснациональных корпора ций, сферой влияния которых стала практически вся планета, а также воздействие на души людей печати, радио, телевидения, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2