Сибирские Огни № 007 - 1991

Иногда возражают и так: имеет ли христианин право претен­ довать на понимание замысла Божьего и примерять его к земной жизни своей нации? Но имеет ли христианин право не стремиться к этому пониманию, имеет ли он право отдавать земную жизнь во власть сил зла? Ведь так же, как неслиянно-нераздельно соеди­ нено Божественное и человеческое в природе Христа — так и от духовных идей христиан неотъемлемо стремление по-христиански устроить земную жизнь. Конечно, в каком-то смысле русская идея утопична, но это утопизм особого рода: она фермент нашего ду­ ховного роста. Она утопична ровно настолько, насколько утопич­ но само христианство, которое ставит перед человеком заведомо недостижимую цель подражания Христу. Кто-то сказал, что идеа­ лы — как звезды: они недостижимы, но по ним мы определяем свой путь. Ни у одного народа нет подобной национальной идеи, только у русских». Выдающийся русский мыслитель XX века И. А. Ильин в статье «Идея нации» («Согласие». — 1990, октябрь. — № 2. — С. 17) пи­ сал: «Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием Родины... Но для того, чтобы найти свою родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью, — необхо­ димо жить духом и беречь его в себе... Надо верно ощутить свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа; и творче­ ски утвердить себя в силах и средствах этой последней, т. е., напр., принять русский язык, русскую историю, русское государство, рус­ скую песню, русское правосознание, русское историческое миросо­ зерцание, и т. д., — как свои собственные... признать, что творцы и создания его духовной культуры — суть мои вожди и мои дости­ жения. Мой путь к духу — есть путь моей родины: ее восхожде­ ние. Такое слияние патриота с его родиной ведет к чудесному и пло­ дотворному отождествлению их духовных энергий. В этом отождествлении духовная жизнь народа укрепляется всеми личными силами патриота, а патриот получает неиссякаемый источник энергии во всенародном духовном подъеме. И это взаим­ ное духовное питание, возвращаясь и удесятеряя силы, дает че­ ловеку непоколебимую веру в его родину... Что бы ни случилось с моим народом, я знаю верою и ведением, любовью и волею, жи­ вым опытом и победами прошлого, что мой народ не покинут Бо­ гом, что дни падения преходящи, а духовные достижения вечны, что тяжкий молот истории выкует из моего народа духовный меч». Из этого следует, что русская идея не есть лишь явление ин­ теллектуального порядка, а представляет собой стержень жизни личности. Поэтому русская идея останется чуждой самым глубо­ ким эрудитам, если они не связали неразрывно своей жизни с жизнью русского народа, если боли и радости России не стали их собственными болями и радостями. В другой своей работе «Творческая идея нашего будущего» (речи, произнесенной в 1934 году) И. А. Ильин разъясняет, почему нам, русским, нужна именно своя, русская, национальная идея: «...Россия нуждается больше всего в самостоятельном националь­ ном творчестве: в углубленном, свободном, непредвзятом созерца­ нии и постижении; в созидании, исходящем из любви к Родине, а не из ненависти к обидчикам другого класса... Ни один народ в мире не имел и не имеет ни такой территории, ни такого нацио­ нального состава, ни такой истории, как Россия. У нас своя, осо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2