Сибирские Огни № 007 - 1991
Впрочем, ведь и вея советская культура России с недавних пор исходит из положения о взаимосвязи и в то же время о противо стоянии России и Запада. 'Гак, А. С. Пушкин написал строки, ко торые, видимо, придутся очень по душе сторонникам построения «общеевропейского дома»: «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история христианства. Горе стране, находящейся вне европейской систе мы!» (Пушкин А. С. Поли. собр. соч. в 10 томах, —» М., 1964 — Т. V I I I . - С . 143). Но уже несколькими строками ниже Пушкин поясняет, что нужно вести речь о двух разных европейских культурных областях — Западной и Восточной: «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история ее тре бует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выве денные Гизотом из истории христианского Запада». (Там же с. 144). Вряд ли нужно приводить многочисленные высказывания Н. В. Гоголя, требовавшего от писателей, чтобы они показали «нашу русскую Россию», и не раз подчеркивавшего коренное отличие России от других стран Европы. Подобных же высказываний а сочинениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, не^говоря уж о славянофилах (взгляды которых разобраны в дру гой работе автора — см. «Московский вестник». — 1990. — № 5. 6), без труда можно набрать на целый том. Жизненную необходи мость русской идеи, может быть, полнее всех выразил Достоев ский, утверждавший: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». Выдающиеся русские мыслители рубежа XIX—XX веков, сколь бы разных точек зрения ни придерживались они по частным во просам, понимали, что культуры Западной Европы и России не только имеют общие корни, но и существенно различаются. «С давних пор было предчувствие, что Россия предназначена к чему- то великому, что Россия — особенная страна, не похожая ни на какую страну мира», — писал Н. А. Бердяев (см. его книгу «Судь ба России». — М., 1990. — С. 8), и в этом с ним были, пожалуй, согласны все деятели блестящей плеяды мыслителей, имена кото рых ныне у всех на слуху. Но что же такое «русская идея»? Разъяснений ее предложено множество, я возьму в качестве рабочего определения то, которое было дано М. Назаровым в статье «Русская идея и современность» («Литературный Иркутск», — 1990, ноябрь. — С. 6): «Русская идея» — замысел Божий о России, познаваемый ре лигиозной интуицией как наш национальный идеал. Этот идеал в нашей культуре выражен на разных уровнях. Например, на ду ховном — это идеал святости, «Святая Русь» (он включает в себя и конкретные достижения — непрерывно нарастающее ядро духов ной реальности, которая оказывает воздействие на нашу жизнь) На национально-государственном уровне — это «Москва — Тре тий Рим», что понималось как преемственность (от первого в исто рии христианского государства) ответственности за судьбы хри стианского мира. Но русская идея может иметь и социальную про екцию: максимально возможное воплощение христианских прин ципов в жизни государства и общества. Споры о правомерности тех или иных формулировок «русской идеи» часто возникают из-за смешения — разных уровней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2