Сибирские Огни № 007 - 1991

ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ИДЕЯ! ...нам нельзя иметь в виду одни пла­ ны свержения и разрушения; нельзя думать, что «мы разрушили», а кто- то другой построит; нельзя отрывать тактику от программы., а программу от идеи. Наивно думать, что кто-то за нас и для нас родит идею восста­ новления и возрождения нашей Ро­ дины; что кто-то другой откроет и выговорит идею новой России. И. А. Ильин Думается, сама постановка вопроса о национальной идее вооб­ ще, о русской идее в частности имеет смысл лишь в рамках идеа­ листического (или «реалистического в высшем смысле», выража­ ясь словами Ф. М. Достоевского) миро- и жизнепонимания. Мате­ риализм, по существу, отрицает существование идеального как та­ кового, ибо, для Маркса, например, по его собственным словам, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в че­ ловеческую голову и преобразованное в ней. Не говоря уж о труд­ ности понимания такого определения (нелегко, видимо, .предста­ вить, как это экономические процессы и быт народов можно «пере­ садить» в голову индивида и там их «преобразовывать»), очевид­ но, что из производства и повседневного бытия никакая нацио­ нальная идея выйти не может. Так что не случайно, а именно в си­ лу принципиальной ограниченности философии диалектического материализма, коммунистам ни в России, ни в какой-либо иной стране не только не удалось сформулировать национальной идеи, отвечавшей духу и традициям народа, но и не пришла даже в го­ лову мысль о постановке подобной задачи. А уж если останавливаться на идеалистических системах миро- и жизнепонимания, то из них надо разбирать в первую очередь системы религиозные, в которых складывавшиеся веками и тысяче­ летиями представления народов о высших вопросах человеческого бытия нашли, без сомнения, гораздо более точное выражение, чем в путаных и друг другу противоречащих концепциях отдельных светских мыслителей и философов, пусть даже и гениальных. Фи­ лософские разработки национальной идеи чаще всего выливались в ту или иную разновидность национализма, что совершенно есте­ ственно для национально-ориентированного атеистического или во­ обще нерелигиозного сознания. Говоря о русской идее, естественно обратиться прежде всего к той- религии, на которой исторически сложилась (в наше время уже вряд ли кто-либо в ученом мире осмелится поставить это под сом­ нение) вся отечественная культура. Как православный человек, я не стану касаться здесь других вероисповеданий, но все же отме­ чу, что светочи отечественного православия по сути дела с самого крещения Руси (достаточно напомнить «Слово о Законе и Благо­ дати» Илариона и поучения преподобного Феодосия Печерского, а это — XI и XII века) говорили о Святой Руси как оплоте право­ славия и о коренных отличиях своей (и нашей) веры не только от нехристианских религий (иудаизма, мусульманства и пр ), но и от западноевропейского католицизма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2