Сибирские Огни № 007 - 1991

арифметике, черчении, геометрии, геодезии и архи­ тектуре, с прибавлением в навигацкой правил судо- строительства и начал мореходства. Цель обеих школ была та, чтобы дать сибирским канцеляриям людей, способных исполнять поручения, требующие науки, как-то: снимать планы, измерять пространства, лес­ ные или водные, делать описания, управлять судами на Байкале, Шилке и, кажется, далее. Охотская навигацкая школа соответствовала сво­ ему назначению. Она давала подштурманов и штур­ манов дельных, для морской купеческой промышлен­ ности. Полезность школы удостоверялась и тем, что хозяева судов, из Охотска выходивших на промыслы, записывали пай для учащихся там сирот. Не находим нужды повторять о гарнизонных шко­ лах, которые продолжались в неизменном порядке. 15. В бытность архимандрита Иоасафа Хотунцев ского начальство камчатское выстроило три училищ­ ных дома: в Болыперецке, Верхнекамчатске и Ниж- некамчатске, приказало привесть туда мальчиков, ко­ торые и начали обучаться под руководством учите­ лей, определенных начальником миссии. По отъезде Хотунцевского преемник Пахомий не только умел поддержать заведения, но и прибавил новые. Из ведо­ мостей за 1761 г. видно, что учеников было в Нижне- камчатске 29, в Верхнекамчатске — 14, в ос. Ичкн- ском — 56, в ос. Харюзовском — 30, в кр. Тигильской — 23, в ос. Комаковеком — 18, в ос. Каменном — 7, в Ключевской — 11, в Мешурском — 30, в Колов- ском — 15, в Паратунском — 10, в Курильской зем­ лице — 17, в гавани — 24, всех учившихся было 284 разного возраста, от 5 до 22 лет. Учительскую дол­ жность исправляли известные академисты, священно- и церковнослужители, также служивые казаки. Вся миссия стоила каждогодно около 3 000 р .; она утвер­ дила в понятиях христианства более 7 000 душ, и 27-я часть населенности обучена грамоте. В 1783 г. протоиерей Никифоров доносил Иркутскому епископу, что камчатские командиры отобрали всех учеников. Кто ж тут вино­ ват — командиры или учители? В 1820 г. начальник Камчатки Ри- корд возобновил в Петропавловском порте училище под именем д у ­ ховного приходского. Вот что значит прямая, безусловная ревность, одушевлявшая незабвенного архимандрита Иоасафа, который и сам одушевил всю миссию равномерною любовию к делу. Нельзя не полюбоваться и способно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2