Сибирские Огни № 007 - 1991

не прежде 1780 г., когда семинария начала уже поль­ зоваться отпуском 2 000 р. из казны. Сибирский губернатор Д. И. Чичерин, несколько говоривший по- латински, изъявлял свое благорасположение к семинарии присылкою на святки дичины и говядины, по нескольку возов. При прежнем скудном содержании семинарии, такая присылка принималась в виде благотворения. Иннокентий Нерунович, подражая своему пред­ местнику, поддержал в Иркутске училище русской грамоты и монгольского языка, в пользу детей разно­ го звания; для детей же духовных открыл латинские классы до риторики, в которых обучалось до 60 маль­ чиков. Латинское училище находилось между мон. Вознесенским и дер. Жилкиною, на заимке архиерей­ ской. С отбытием епископа Иннокентия, в июне 1746 г. случившимся, учебное заведение упало и восстановилось по общему порядку не ранее 1780 года. 13. С поступления алтайских заводов в казенное управление заведена там в 1748 г. школа техническая. Иностранные мастера обязывались обучать детей за­ водских горным искусствам; но горное училище заве­ дено в Барнауле не прежде 1779 года. В Нерчинском главном заводе, надобно думать, школа открыта по приезде туда бригадира Суворова, в 1761 г. опреде­ ленного начальником тамошних заводов. Заключение наше основывается на известности о благоустройстве заводов в его управление и о высылке 4 мальчиков в Петербурге, для отправления в Венгрию и Саксонию; они не могли быть ни требованы, ни посланы, без приготовления школьным образом. 14. Навигацкая в Иркутске школа, и подобная в городе Нерчинске, впоследствии соединенная с Иркут­ скою (6), была учреждена в 1754 году. Первыми учи­ телями были подпоручик Юсупов и прапорщик Бри­ тов. К сожалению, мы не нашли вероятности ранее 1758 г. полагать учреждение геодезической школы в Тобольске, и сожаление наше перешло в удоволь­ ствие, когда случайно довелось узнать, что такая ж школа существовала и в Томске. Заведение той и дру­ гой, конечно, надобно относить ко времени губерна­ тора Соймонова. Учебные предметы геодезической и навигадкой школ, по плану П е т р а Преобразователя (а не по пла­ ну Шувалова, тогда еще не созревшему), состояли в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2