Сибирские Огни № 007 - 1991
Логинов и Кочеров*. При миссии была библиотека из книг приличных: Требник Петра Могилы, Кормчая, латинская Библия, в 1544 году в Лейпциге печатан ная, с гравюрами, с еврейским словарем и многими богословскими прибавлениями**, также другие латин ские и французские книги, сверх того — рукописные трактаты философии и риторики. Миссия прибыла в Нижнекамчатск 8 сентября 1845 года, и с того време ни надлежало ей пробыть на деле в Камчатке 7 лет, в зависимости иркутского епископа, хотя указы из Синода насылались прямо на имя архимандрита кам чатского. Миссия нашла для себя порядочные поме щения, местным начальством устроенные. 7. По собственному признанию архимандрита, миссия застала крещеных обоего пола 5 067, след ственно, за вычетом сотни, вся масса окрещена новго родскими священниками; в бытность же миссии обра щено по 19 ноября 1747 года 2 964 души с младенца ми. Для проповеди сам архимандрит ездил по полу острову, также посылал иеромонаха Флавиана, в То больске взятого, а на Курильские острова — иеромо наха Иоасафа. Последним в 1747 и 1748 годах окре щено курильцев на первых двух островах 56 и преж- деокрещенных найдено 153 обоего пола. Сверх того, охотский священник Иосиф Хмылев, бывший в То больске под ответом, и взятый архимандритом на свой страх, окрестил в три года по 1749 г. 89 тунгусов***. В то же время открыты три училища. Из дробных по казанных счетов видно, что населенность полуостро ва с двумя первыми островами тогда восходила до 4 165 душ м[ужского] п[ола]. Уменьшение камчада лов очевидно против первых лет и изъясняется соб ственными их мятежами и бунтом. Повествователь камчатского семилетия, протоие рей Громов, сравнивая нынешнее знание камчадалов в христианском учении с знанием русских простолю- * Жалованья архимандриту 500, иеромонахам — по 250, иеро диакону — 200, прочим — по 100 р. в год. ** Эта Библия, в Иркутскую семинарию пересланная, подарена начальством нашему повествователю протоиерею Громову. Жела тельно, чтобы он вложил эту редкость в казенную библиотеку, из почтения к Хотунцевскому. *** На стр. 310 первой книги [См, «Сибирские огни», 1991, № б, с. 153. — Публ.] я недоумевал, с чего митрополит сибирский доносил Синоду о крещении тунгусов. Теперь ясно, что Хмылев, из выслуги и не менее по обязанности, доносил митрополиту о своих прозелитах,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2