Сибирские Огни № 007 - 1991

Логинов и Кочеров*. При миссии была библиотека из книг приличных: Требник Петра Могилы, Кормчая, латинская Библия, в 1544 году в Лейпциге печатан­ ная, с гравюрами, с еврейским словарем и многими богословскими прибавлениями**, также другие латин­ ские и французские книги, сверх того — рукописные трактаты философии и риторики. Миссия прибыла в Нижнекамчатск 8 сентября 1845 года, и с того време­ ни надлежало ей пробыть на деле в Камчатке 7 лет, в зависимости иркутского епископа, хотя указы из Синода насылались прямо на имя архимандрита кам­ чатского. Миссия нашла для себя порядочные поме­ щения, местным начальством устроенные. 7. По собственному признанию архимандрита, миссия застала крещеных обоего пола 5 067, след­ ственно, за вычетом сотни, вся масса окрещена новго­ родскими священниками; в бытность же миссии обра­ щено по 19 ноября 1747 года 2 964 души с младенца­ ми. Для проповеди сам архимандрит ездил по полу­ острову, также посылал иеромонаха Флавиана, в То­ больске взятого, а на Курильские острова — иеромо­ наха Иоасафа. Последним в 1747 и 1748 годах окре­ щено курильцев на первых двух островах 56 и преж- деокрещенных найдено 153 обоего пола. Сверх того, охотский священник Иосиф Хмылев, бывший в То­ больске под ответом, и взятый архимандритом на свой страх, окрестил в три года по 1749 г. 89 тунгусов***. В то же время открыты три училища. Из дробных по­ казанных счетов видно, что населенность полуостро­ ва с двумя первыми островами тогда восходила до 4 165 душ м[ужского] п[ола]. Уменьшение камчада­ лов очевидно против первых лет и изъясняется соб­ ственными их мятежами и бунтом. Повествователь камчатского семилетия, протоие­ рей Громов, сравнивая нынешнее знание камчадалов в христианском учении с знанием русских простолю- * Жалованья архимандриту 500, иеромонахам — по 250, иеро­ диакону — 200, прочим — по 100 р. в год. ** Эта Библия, в Иркутскую семинарию пересланная, подарена начальством нашему повествователю протоиерею Громову. Жела­ тельно, чтобы он вложил эту редкость в казенную библиотеку, из почтения к Хотунцевскому. *** На стр. 310 первой книги [См, «Сибирские огни», 1991, № б, с. 153. — Публ.] я недоумевал, с чего митрополит сибирский доносил Синоду о крещении тунгусов. Теперь ясно, что Хмылев, из выслуги и не менее по обязанности, доносил митрополиту о своих прозелитах,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2