Сибирские Огни № 007 - 1991

ницкий, основатель первых VI классов семинарии, — с 1743 г., Сильвестр Головацкий, раздаянием мило­ стыни отличившийся, — с декабря 1749 г., Павел Ко- нюшкевич* — с ноября 1758 г. до 1769 г.; кафедру Иркутскую епископы: Иннокентий второй Нерунович — с 1732 г. и Софроний Кристалевский — с апреля 1753 до 1774 г. Помянутые первосвященники, как воспитанники духовных училищ или академий, хоро­ шо были наставлены, сверх латинской словесности, в предметах духовного учения и горячо пеклись о рас­ пространении христианства, так что иногда надле­ жало правительству останавливать их ревность, не по разуму государственному действовавшую (4). Они не говорили с налоя к народу собственных поучений, но домашними беседами и чистою жизнию умели внушать благоговение к святыне Веры и к мощам, в Печерской лавре почивающим. Многие из Сибири пу­ тешествовали на поклонение в Киев или, по старому обычаю, к соловецким чудотворцам. И беседы, и пу­ тешествия, и рассказы заронили святое желание ви­ деть славу Божию и на земле Сибирской, чрез явле­ ние мощей. Пока отчизна наша, в утеху общего жела­ ния, не удовлетворилась в 1805 году открытием мо­ щей иркутского святителя Иннокентия, Сибирь давно уже наслаждалась повторениями о чудесах от пра­ ведника Симеона Верхотурского (обретенного в 1692 г.), то Василия Мангазейского, человека Божия, то открытиями чудотворных икон, то сердечными доныне чаяниями явления мощей в Тобольске. Свя­ тые помышления, вдохновения ангельские! Продол­ жайте обвевать наши умы сокровенным благоухани­ ем и не попускайте им уноситься дуновениями панте­ изма или лжеполитики. * Помянутый аббат Шапп, говоря о митрополите Павле, кото­ рый в изустных тобольоких преданиях слывет строгим и строптивым, представляет его очень вежливым и в беседе приятным. Сверх того’, аббагг видел в митрополите хорошего латиниста, ревнителя веры, т не верившего в движение Земли около Солнца, 8 Сибирские огни № 7 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2