Сибирские Огни № 007 - 1991
ницкий, основатель первых VI классов семинарии, — с 1743 г., Сильвестр Головацкий, раздаянием мило стыни отличившийся, — с декабря 1749 г., Павел Ко- нюшкевич* — с ноября 1758 г. до 1769 г.; кафедру Иркутскую епископы: Иннокентий второй Нерунович — с 1732 г. и Софроний Кристалевский — с апреля 1753 до 1774 г. Помянутые первосвященники, как воспитанники духовных училищ или академий, хоро шо были наставлены, сверх латинской словесности, в предметах духовного учения и горячо пеклись о рас пространении христианства, так что иногда надле жало правительству останавливать их ревность, не по разуму государственному действовавшую (4). Они не говорили с налоя к народу собственных поучений, но домашними беседами и чистою жизнию умели внушать благоговение к святыне Веры и к мощам, в Печерской лавре почивающим. Многие из Сибири пу тешествовали на поклонение в Киев или, по старому обычаю, к соловецким чудотворцам. И беседы, и пу тешествия, и рассказы заронили святое желание ви деть славу Божию и на земле Сибирской, чрез явле ние мощей. Пока отчизна наша, в утеху общего жела ния, не удовлетворилась в 1805 году открытием мо щей иркутского святителя Иннокентия, Сибирь давно уже наслаждалась повторениями о чудесах от пра ведника Симеона Верхотурского (обретенного в 1692 г.), то Василия Мангазейского, человека Божия, то открытиями чудотворных икон, то сердечными доныне чаяниями явления мощей в Тобольске. Свя тые помышления, вдохновения ангельские! Продол жайте обвевать наши умы сокровенным благоухани ем и не попускайте им уноситься дуновениями панте изма или лжеполитики. * Помянутый аббат Шапп, говоря о митрополите Павле, кото рый в изустных тобольоких преданиях слывет строгим и строптивым, представляет его очень вежливым и в беседе приятным. Сверх того’, аббагг видел в митрополите хорошего латиниста, ревнителя веры, т не верившего в движение Земли около Солнца, 8 Сибирские огни № 7 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2