Сибирские Огни № 007 - 1991
мовой, никогда не представит библиотекам истории о веселых или злополучных эпохах забытой жизни. Быть может, сыщется человек, не такой, как Баядур- хан сборщик, а человек, подобный священнику Иоси фу Гиганову, который классически изучит наречия северных племен, познакомит со сказками или сага ми, с песнями или балладами сибирских Нибелюн- гов, как подают тому приятный пример гг. Степанов и Надеждин в поэтических отрывках камашинцев и зырян. Такой человек мог бы открыть нам чувство или мечтание дикарей, имена им любезные, хотя и бесславные, но не откроет хода исторического, ни ис тин исторических. В лютой области полярного чело вечества одна уцелела истина: шаманское поклонение духам, откуда бы оно ни зашло туда. Относительно Сибири Русской, читатель помнит, обещал ли я историю. С тех пор, как дружины каза ков и промышленников вместе с зырянами продолжа ли за Уралом жить да быть, да животы наживать, то для себя, то для воевод, и увлекли по своим следам сотни тысяч людей, с тех пор, конечно, было много движений, много усилий кратковременных, много слу чаев частных и встреч мимолетных, _но ничего не вскрылось подлинного, ничего самобытного. Переселе нец назывался сибиряком; сибиряк не переставал быть русским, в том типе, в каком расстался с роди ной. Если правда, что у переселенцев Сибири одинако вы замашки духа, одинаковы забавы и нравы с наро- дом-родителем, к которому принадлежали они, как сы ны сынов; если нет и не было у них ни своей перво образной жизни, ни своего произволения к образован ности, ни своей политической силы или воли, ни даже природы благотворной, удовлетворительной: то может ли тут быть другая история, кроме истории мер пра вительственных? Первая книга «Исторического обо зрения», в 1838 г. изданная, к сожалению, с бесчис ленными опечатками, замеченными и не замеченны ми, служит тем не менее ответом, что история Сибир ская есть добавка к Русской, равно как сама Сибирь для правительства представляет боковую дверь в Азию и Америку. Не трудно предвидеть время, когда законодательство и образованность умственная, по равняв Сибирь с Россиею, тем самым закончат от дельность здешней истории. В IX томе «Сына Отечества» 1839 года я читал благородную рецензию на первую мою книгу. Книга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2