Сибирские Огни № 006 - 1991

ство точно так же не уткнется только в свою нацию, истинный патриотизм не может быть эгоистичным, но зародиться ему надо из родных понятий и заговорить на родном языке. Нарисованная картина далека от реальности, и ни­ когда, вероятно, столь благополучной ей не быть, ре­ альность умеет намять бока любым предначертаниям, да ведь одно стремление к сладу, подтвержденное ре­ шимостью, один выбор стоят половины дела. Осталь- ное будет зависеть от нас, от того, что возьмем мы за рабочее настроение. Если «не получится» — то и не получится; если «то ли получится, то ли не получит­ ся», и с приглядкой, с развалкой, с прищуром, с двой­ ной мерой к своим шагам — так топтанье и выйдет, и снова переваливать это и без того надорванное дело следующему поколению, которое спасибо за него не скажет; если же взяться за гуж с «выйдет» — навер­ няка почти сдюжим до надежного выправления. По­ чему мы непременно должны смотреть на свое союз­ ничество как на коммунальную квартиру с проходны­ ми комнатами, где до того н а о б щ е ж и т и л и с ь , что г о т о в ы за г о р л о хватать друг друга? Не луч­ ше ли видеть в себе общину, где у каждой семьи са­ мостоятельное хозяйство и собственные сусеки, но ми­ ром сходятся на всякое общее дело и где всенепре­ менно существует мирская мангазея, хранимая пуще глаза, с запасом зерна на черный день для многодет­ ных или попавших в беду. Пропасть или пойти с су­ мой никому не дадут. По справедливости смотрят, что­ бы малые семьи не изнурять общественным тяглом, а разросшимся, с лишними руками организовать отхо­ жий промысел, но напомнить, что каждая семья жи­ вет на своих родовых отчинах и ни от кого никому прирезать сверх того нельзя. Это значит, что в неко­ рыстной Эстонии не годится ставить промышленные гиганты, способные перемолоть своими жерновами коренной народ, а некоторым южным республикам уже сегодня пора подумать о проблемах перенаселен­ ности. Иначе ссоры неизбежны. Добросклонность, доб­ рожелательство, добрососедство утвердить декретом нельзя, они берутся из нравственного климата народа, из принятых в нем правил отношения друг к другу, которые перерастают затем в отношения между наро­ дами, но предусмотреть причины озлобления и зара­ нее откатить их в сторону, линию перемирия превра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2