Сибирские Огни № 006 - 1991

тверди. С этой же точки зрения новому человеку, рож­ дающемуся в условиях многонационального государ­ ства, следовало скорей сбросить свои национальные побрякушки и отличия и предстать перед объятиями будущего братства в безупречной одноликости. Если не забыли еще, он так и назывался: человек новой формации — значит, проходящий через стандарт еди­ ной формы выпечки. Не качественность при внешних отличиях, данных Творцом, не духовная и культур­ ная притягательность, не самобытность, не многозвуч- ность и многокрасочность были мерилом братства, а уподобляемость, схожесть, национальная стертость. Приезжайте в любое большое российское село, где по сводкам живут представители двадцати национально­ стей, и вы почти наверняка не найдете ни одной, разве что цыган еще остался цыганом. Как с Байкалом — русла питающих рек загрязне­ ны и забиты мусором, где были леса, там гуляют пес­ ки, берега заставлены уродливым новостроем, а исток (хоть до этого при начале Ангары не допустил Гос­ подь) насильнически раздернут в глубину и ширину, и он, должный быть естественным движением и раз­ витием национальной жизни, превратился в бессмыс­ ленное стравливание ее вековых и тысячелетних на­ коплений. Это происходило и с большими народами, и с малыми — с каждым по мере его значимости. Не обошлось и без смещения земной тверди, но пришла она в опасное сползание от опустошения чистых на­ циональных источников и вызвала, как это и должно было случиться при обнажении осадочных веществ, взрыв национального ожесточения. И тут находится местечко вернуться к еще одному обвинению Ан. Стреляного из статьи «Песни запад­ ных славян». Цитирую: «Для Валентина Распутина тысячелетняя держава дорога, но он позволяет себе говорить о выходе России из СССР. Атаман Краснов накинулся бы с шашкой на такого патриота. Даже для того, чтобы их попугать, нельзя говорить такое, это святотатство! — кричал бы он». Речь идет о словах: «А может, России выйти из состава Союза?», сказанных в одном из моих публич­ ных выступлений. Понять их так, как понято Ан. Стреляным, значит ухватить, что называется, меня ру­ ками за язык и придержать, чтобы после вопроса ни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2