Сибирские Огни № 006 - 1991
опубликовав о нем малюсень кую заметку, а рядом с нею поместила статьи — в несколь ко раз больше — о Бродском. Все еще продолжается кле ветническая вакханалия во круг «Тихого Дона». В 1974 году жена литературоведа Б. Томашевского Ирина Нико лаевна опубликовала за гра ницей беспомощный в науч ном отношении опус «Стремя «Тихого Дона», где Шолохов представлен в качестве лите ратурного вора. И вот «Лите ратурная газета» 2 мая 1990 года устами Н. Струве — во преки очевидным и общепри знанным фактам — утвержда ет, что эта клеветническая ра бота — «книга интересная п добросовестная». Р. Медведев опубликовал в «Вопросах ли тературы» (1989, № 8) две статьи, в которых тщится под твердить мысль о плагиате Шолохова (мне довелось пи сать об этом в пятом номере «Молодой гвардии» за 1990 год). Как расценить позицию журнала «Вопросы литерату ры», который столь охотно предоставляет свои страницы для распространения клеветы? На мой взгляд, это может ха рактеризоваться как недопу стимое нравственное падение. И вряд ли стоит удивляться тому, что Н. Иванова в жур нале «Знамя» (1990, № 4) на стоятельно сове4ует всем про читать поносящие Шолохова статьи Р. Медведева в «Во просах литературы» и в под тверждение серьезной значи мости этих публикаций сооб щает: «В журнале «22» (Мо сква—Иерусалим) напечатаны две работы Зеева Бар Селла «Тихий Дон» против Шолохо ва» (№ 60, 63)». Для журна ла «Знамя» загадки с автор ством «Тихого Дона» «пока остаются», а вот с провокаци онными подметными письма ми А. Норинского все стало ясно, тут журнал оказался на высоте. А. Норинский «приго ворен к полутора годам лише ния свободы условно с обяза тельным привлечением к труду в местах, определяемых орга нами, ведающими исполнением приговоров». Но у него на шлись защитники: журнал «Огонек» (1989, № 9) предо ставил возможность Норин- скому самооправдаться; по словам этого провокатора, его анонимки были актом само обороны. И вообще он хоро ший человек, весьма интелли гентный, у него много досто инств... Какие же представле ния о нормальной нравствен ности у редакции «Огонька»? 27 января 1990 года, высту пая по телевидению, А. Анань ев пытался уверить слушате лей, что А. Синявский Абрам Терц) в своей работе о Пуш кине выказал в ней свою лю бовь к нему России, русско му народу. Что это: верх фа рисейства или наглая уверен ность в том, что кое-кому все позволено? М. В. Розанова, жена А. Синявского, уверяет, что «Прогулки...» очень любит литературная молодежь» («Книжное обозрение», 1990, 26 января). Вл. Новиков в статье « Ра с к р е п още ни е » («Знамя», 1990, № 3) вспом нил, что эту книгу Синявского прочитали в его обществе в середине семидесятых годов и никто «тогда не обиделся за Пушкина», но вот истинная русская патриотка А. Ахмато ва сказала о ней в 1965 году: «Уберите от меня эту смрад ную гадость... Абрам Терн — это само зло» («Звезда», 1989, № 6). Группа же народных депутатов, исполком советско го ПЕН-центра, комитет рас кольнического «Апреля» ста ли, не испытывая мук совести, поддерживать это смрадное зло. А. Солженицын считает, что написать «Прогулки...» А. Синявского, заявившего, что для «единства русской на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2