Сибирские Огни № 006 - 1991

очень трудном положении, его оклеветали, в 1938 году ис­ ключили из партии и Союза писателей. Когда он написал антифашистский памфлет для «Правды», Сталин сделал по­ метку: «Передайте этому но­ воявленному «Данте», что он может перестать писать» («Знамя», 1989, № 2). Пом­ нится: за две недели до войны A. Фадеев приехал в Кимры, где он родился, и во время встречи с читателями его спросили: «Что делает сейчас Д. Бедный?», и Фадеев отве­ тил: «Д. Бедный что-то пи­ шет, его никто не печатает, живет он на то, что продает книги из своей библиотеки». Началась война, и лишь тогда его стихи снова стали появ­ ляться в печати. В пятом номере журнала «Литература в школе» за 1989 год были опубликованы четы­ ре варианта типовых про­ грамм по советской литерату­ ре для одиннадцатого класса средних общеобразовательных школ, и ни в одной из них нет никакого упоминания о Д. Бедном (можно по-разному к нему относиться, но нельзя делать вид, что его вообще не существовало на свете), не названо ни одного стихотво­ рения поистине народного по­ эта М. Исаковского, а на изу­ чение поэзии О. Мандельшта­ ма выделяется специальное время. В программах отмеча­ ются Р. Рождественский, Н. Коржавин, Д. Самойлов, Б. Ахмадулина, Ю. Визбор, но ни единого слова не говорится о П. Васильеве, В. Федорове, Е. Исаеве, Ю. Кузнецове. Школьникам предлагается изучать прозаические произве­ дения А. Рыбакова, А. Бека, B. Гроссмана, И. Бабеля, В. Войновича, В. Аксенова, А. Битова, В. Амлинского, Б. Окуджавы, Н. Эйдельма­ на, А. Приставкина, а вот слы­ шать им о повестях и рома­ нах А. Малышкина, К. Феди­ на, Л. Леонова не обязатель­ но... Много несправедливых пре­ тензий предъявляется к М. Горькому, его всячески стремятся превратить в одиоз­ ного писателя. Например, Л. Сараскина в журнале «Ок­ тябрь» (1990, № 3), следуя нехитрому принципу — брать только то, что годится для подтверждения нужной ей мысли и не замечать факты, разрушающие ее,— утвержда­ ет, что в заметках Горького «О карамазовщине», опубли­ кованных в 1913 году, «зало­ жена вся будущая программа управления искусством, наме­ чены (пока еще в весьма смяг­ ченном варианте) уставные положения того репрессивного метода руководства литерату­ рой, который спустя двадцать один год под названием «со­ циалистический реализм» вой­ дет с подачи того же М. Горь­ кого в жизнь нового... обще­ ства». Можно только пора­ жаться этой попытке (а по­ добных несть числа) во что бы то ни стало свалить на Горького те репрессии, кото­ рые Сталин и его окружение обрушили на писателей. Много грязи и клеветы льют на М Шолохова. Ст. Рассадин 21 июля 1989 года, ничтоже сумняшеся, .заявил в «Литера­ турной газете», что «Судьба человека» — «совершенно лу­ бочный рассказ». В этой же газете 18 сентября 1990 года другой автор пишет, что Шо­ лохов погубил «свой гений коллаборационизмом с дья­ вольщиной». Для «Комсомоль­ ской правды» М. Шолохов значит намного меньше, чем поэт И. Бродский, чьи стихи не завоевали глубоких симпа­ тий у широкой массы русских читателей. Газета весьма «оригинально» отметила вось­ мидесятилетие со дня рожде­ ния Михаила Александровича,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2