Сибирские Огни № 006 - 1991
очень трудном положении, его оклеветали, в 1938 году ис ключили из партии и Союза писателей. Когда он написал антифашистский памфлет для «Правды», Сталин сделал по метку: «Передайте этому но воявленному «Данте», что он может перестать писать» («Знамя», 1989, № 2). Пом нится: за две недели до войны A. Фадеев приехал в Кимры, где он родился, и во время встречи с читателями его спросили: «Что делает сейчас Д. Бедный?», и Фадеев отве тил: «Д. Бедный что-то пи шет, его никто не печатает, живет он на то, что продает книги из своей библиотеки». Началась война, и лишь тогда его стихи снова стали появ ляться в печати. В пятом номере журнала «Литература в школе» за 1989 год были опубликованы четы ре варианта типовых про грамм по советской литерату ре для одиннадцатого класса средних общеобразовательных школ, и ни в одной из них нет никакого упоминания о Д. Бедном (можно по-разному к нему относиться, но нельзя делать вид, что его вообще не существовало на свете), не названо ни одного стихотво рения поистине народного по эта М. Исаковского, а на изу чение поэзии О. Мандельшта ма выделяется специальное время. В программах отмеча ются Р. Рождественский, Н. Коржавин, Д. Самойлов, Б. Ахмадулина, Ю. Визбор, но ни единого слова не говорится о П. Васильеве, В. Федорове, Е. Исаеве, Ю. Кузнецове. Школьникам предлагается изучать прозаические произве дения А. Рыбакова, А. Бека, B. Гроссмана, И. Бабеля, В. Войновича, В. Аксенова, А. Битова, В. Амлинского, Б. Окуджавы, Н. Эйдельма на, А. Приставкина, а вот слы шать им о повестях и рома нах А. Малышкина, К. Феди на, Л. Леонова не обязатель но... Много несправедливых пре тензий предъявляется к М. Горькому, его всячески стремятся превратить в одиоз ного писателя. Например, Л. Сараскина в журнале «Ок тябрь» (1990, № 3), следуя нехитрому принципу — брать только то, что годится для подтверждения нужной ей мысли и не замечать факты, разрушающие ее,— утвержда ет, что в заметках Горького «О карамазовщине», опубли кованных в 1913 году, «зало жена вся будущая программа управления искусством, наме чены (пока еще в весьма смяг ченном варианте) уставные положения того репрессивного метода руководства литерату рой, который спустя двадцать один год под названием «со циалистический реализм» вой дет с подачи того же М. Горь кого в жизнь нового... обще ства». Можно только пора жаться этой попытке (а по добных несть числа) во что бы то ни стало свалить на Горького те репрессии, кото рые Сталин и его окружение обрушили на писателей. Много грязи и клеветы льют на М Шолохова. Ст. Рассадин 21 июля 1989 года, ничтоже сумняшеся, .заявил в «Литера турной газете», что «Судьба человека» — «совершенно лу бочный рассказ». В этой же газете 18 сентября 1990 года другой автор пишет, что Шо лохов погубил «свой гений коллаборационизмом с дья вольщиной». Для «Комсомоль ской правды» М. Шолохов значит намного меньше, чем поэт И. Бродский, чьи стихи не завоевали глубоких симпа тий у широкой массы русских читателей. Газета весьма «оригинально» отметила вось мидесятилетие со дня рожде ния Михаила Александровича,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2