Сибирские Огни № 006 - 1991

же). Этого упорно не хотят осознать многие воинствующие радикалы. Можно хорошо понять силь­ нейшую тревогу Ч. Айтматова за будущее советского госу­ дарства; на встрече с прези­ дентом он с горечью говорил об идущем сейчас разрушении «самой структуры государ­ ства», его очень беспокоит не­ понятная, «неистребимая, все нарастающая тенденция к разъединению» и крайне тре­ вожит то, что «Россия пы­ тается отгородиться от дру­ гих, обособиться и быть толь­ ко Россией и ничем другим» («Правда», 1990, 3 октября). Но это же результат развер­ нувшейся в ряде республик компрометации России и рус­ ских. Окраины привыкли, что о ее запросах и нуждах мень­ ше всего говорили, и вот те­ перь вдруг спрашивают Ч. Айтматова, где «Россия была до сих пор и почему вдруг она только сейчас воз­ никла». Конечно, если гово­ рить о Советском государстве в целом, с его (пока!) сегод­ няшними границами, то дей­ ствительно это должна быть «нас всех собирающая, осно­ вополагающая сила, наше ос­ нование», «Россия должна взять на себя функции цент­ ра, структуру центра, и тогда мы сможем вместе опять объ­ единиться и быть, чувствовать свое общество, чувствовать, что мы связаны друг с дру­ гом» (там же). Все это пра­ вильно, но нет ли в такой по­ зиции того, что снова даст возможность кое-кому обли­ вать грязью русский народ, возмущаться тем, что и он хо­ чет быть в равном положении с другими народами, что и он заявит о своих неотложных нуждах, не захочет быть про­ сто донором для тех, кто сей­ час кричит о русских: «Ату их, ату!» И как нам избежать надоевших упреков в велико­ державном шовинизме? Как развивать свою национальную культуру, как защитить свою национальную музыку, свою литературу, своих лучших пи­ сателей от оскорблений и кле­ веты? В наше время открыто дис­ кредитируются русские писа­ тели, чье творчество нерастор­ жимо связано с глубинными основами народного бытия и характерно своим несомнен­ ным патриотическим звучани­ ем. В печати издеваются над Горьким, Есениным, Блоком, A. Толстым, Л. Леоновым, М. Исаковским, многими вид­ ными современными писателя­ ми, особенно над В. Беловым, B. Распутиным, Ю. Бондаре­ вым, глумятся над русскими учителями, которые стремятся воспитывать у учащихся под­ линное патриотическое чув­ ство. Слабые стороны поэзии Д. Бедного сейчас особенно четко видны, но это не дает права его шельмовать. Е. Доб- ренко в журнале «Октябрь» (1988, № 3) писал, что для Д. Бедного характерно часту­ шечное воспевание «любой действительности». Как согла- совать-это утверждение с тем, что 8 декабря 1930 года рас­ серженный Сталин в письме к поэту заявил, что критика не­ достатков жизни и быта СССР в его фельетонах «Слезай с печки», «Перерва», «Без поща­ ды» «стала перерастать... в клевету на СССР, на его про­ шлое, на его настоящее»? Можно вспомнить и грубо тенденциозную, с использова­ нием фальсификации, критику в адрес его пьесы «Богатыри». 18 июля 1989 года «Советская культура» поддержала выска­ зывание Д. Куприянова: «Д. Бедный вообще не поэт, а «высокооплачиваемый дея­ тель». В связи с этим хочется напомнить, что в конце своей жизни Д. Бедный очутился в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2