Сибирские Огни № 006 - 1991
же). Этого упорно не хотят осознать многие воинствующие радикалы. Можно хорошо понять силь нейшую тревогу Ч. Айтматова за будущее советского госу дарства; на встрече с прези дентом он с горечью говорил об идущем сейчас разрушении «самой структуры государ ства», его очень беспокоит не понятная, «неистребимая, все нарастающая тенденция к разъединению» и крайне тре вожит то, что «Россия пы тается отгородиться от дру гих, обособиться и быть толь ко Россией и ничем другим» («Правда», 1990, 3 октября). Но это же результат развер нувшейся в ряде республик компрометации России и рус ских. Окраины привыкли, что о ее запросах и нуждах мень ше всего говорили, и вот те перь вдруг спрашивают Ч. Айтматова, где «Россия была до сих пор и почему вдруг она только сейчас воз никла». Конечно, если гово рить о Советском государстве в целом, с его (пока!) сегод няшними границами, то дей ствительно это должна быть «нас всех собирающая, осно вополагающая сила, наше ос нование», «Россия должна взять на себя функции цент ра, структуру центра, и тогда мы сможем вместе опять объ единиться и быть, чувствовать свое общество, чувствовать, что мы связаны друг с дру гом» (там же). Все это пра вильно, но нет ли в такой по зиции того, что снова даст возможность кое-кому обли вать грязью русский народ, возмущаться тем, что и он хо чет быть в равном положении с другими народами, что и он заявит о своих неотложных нуждах, не захочет быть про сто донором для тех, кто сей час кричит о русских: «Ату их, ату!» И как нам избежать надоевших упреков в велико державном шовинизме? Как развивать свою национальную культуру, как защитить свою национальную музыку, свою литературу, своих лучших пи сателей от оскорблений и кле веты? В наше время открыто дис кредитируются русские писа тели, чье творчество нерастор жимо связано с глубинными основами народного бытия и характерно своим несомнен ным патриотическим звучани ем. В печати издеваются над Горьким, Есениным, Блоком, A. Толстым, Л. Леоновым, М. Исаковским, многими вид ными современными писателя ми, особенно над В. Беловым, B. Распутиным, Ю. Бондаре вым, глумятся над русскими учителями, которые стремятся воспитывать у учащихся под линное патриотическое чув ство. Слабые стороны поэзии Д. Бедного сейчас особенно четко видны, но это не дает права его шельмовать. Е. Доб- ренко в журнале «Октябрь» (1988, № 3) писал, что для Д. Бедного характерно часту шечное воспевание «любой действительности». Как согла- совать-это утверждение с тем, что 8 декабря 1930 года рас серженный Сталин в письме к поэту заявил, что критика не достатков жизни и быта СССР в его фельетонах «Слезай с печки», «Перерва», «Без поща ды» «стала перерастать... в клевету на СССР, на его про шлое, на его настоящее»? Можно вспомнить и грубо тенденциозную, с использова нием фальсификации, критику в адрес его пьесы «Богатыри». 18 июля 1989 года «Советская культура» поддержала выска зывание Д. Куприянова: «Д. Бедный вообще не поэт, а «высокооплачиваемый дея тель». В связи с этим хочется напомнить, что в конце своей жизни Д. Бедный очутился в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2