Сибирские Огни № 006 - 1991
вне, или Россия». Через экви либристическую игру, через умозрительное плетение словес проступает без каких-либо ра зумных доказательств тенден ция отказать в праве России быть великой державой, тем более социалистической. Ка кая же судьба ей уготована? Стать таким государством, ко торым бы командовали другие страны? Если отталкиваться от иде альных представлений о сути настоящего национального ха рактера, то русским можно предъявить немало претензий: нет у них должного самоува жения, подчас необходимой целеустремленнности в осуще ствлении практических задач, есть и известная безалабер ность, излишняя доверчивость: поверили же они — в своем большинстве — в осуществи мость коммунистической идеи. Но обвинять их в империали стическом складе души... Ска жут ли в конце концов ее хулители вслед за Л. Бороди ным: «Россия, прости, что зло ба дышала с моей строки?» Надо думать, придет время, когда будет больше людей, думающих так, как М. Ляпка- ло из города Черкассы: «Я сам украинец, все, что было доступно по истории Украины, прочитал. Мне перед русским народом стыдно за ту вакха налию, которую опять развер нули. Нам и так долго, дабы кого не обидеть, не говорили той жестокой правды, как и с чего создавалась русская го сударственность. Так не пора ли сказать правду о разных «дундуках», и тогда еще бу дет видно, кому придется кра снеть за свою историю» («Правда», 1990, 21 октября). Неравноправное положение России в Союзе ССР отрази лось и в полушутливом заяв лении В. Распутина о возмож ности ее отделения от других республик, и в предложении А. Солженицына открыто за явить о слишком назревшей необходимости для России от делиться вместе с Украиной и Белоруссией от остальных со юзных республик. И еще один симптоматичный факт, начи сто опровергающий мысли об имперской сущности мышле ния русского народа. Б. Н. Ельцин, занимающий, на мой взгляд, несколько странные позиции, выступает, с одной стороны, за ликвидацию дис криминации России, а с дру гой — в январе 1990 года в Уральском политехническом институте он говорил о воз можности образования семи русских республик в составе РСФСР. И пока нет сведений, что он отказался от этой ка тастрофической по своим по следствиям для нашего наро да идеи, это был бы «возврат к княжествам и междоусоби цам» (М. С. Горбачев). Судя по сообщениям печа ти, мысли А. Солженицына о необходимости «развода» Рос сии с другими республиками вызвали разноречивые откли ки, но среди них есть немало таких, в которых одобряется его позиция. И вместе с тем многие поняли намного лучше, чем до выступления А. Солже ницына, чем является Россия для СССР. Житель Баку Д. С. Мусаев выступил против идеи Солженицына потому, что тот, как ему показалось, выступает «против нерус ских: «Все отделить! Вместо разумной интеграции писатель предлагает развод...» («Комсо мольская правда», 1990, 20 октября). Выехавший в свое время за границу писатель Э. Лимонов, проживающий в Париже, предупреждает нас: «Нужно остановить летящее в бездну навстречу гибели госу дарство всем вместе. Круше ние оземь советской государ ственности будет страшным для всех его народов» (там
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2