Сибирские Огни № 006 - 1991

тысяч, Киргизской ССР — 555 453 тысячи, Таджикской ССР — 405 784 тысячи, Турк­ менской ССР — 705 101 тыся­ ча рублей. Тут уж не до по­ мощи Нечерноземной зоне. Все это воспринимается многими как должное, иного они и не представляют. И ни­ чего плохого нет, мол, в том, что русские обделены в целом ряде важнейших аспектов жизни, что они фактически стали вымирать. Русские солдаты стоят на границе между Азербайджа­ ном и Арменией, стреляют в них с обеих сторон и винят русских и Россию за многие беды, за кровь, уничтожение жилищ. Но есть ли наша вина в разгуле экстремизма в За­ кавказье? Конечно же, есть, скажут в ответ некоторые публицисты. Это же русские создали ог­ ромное государство, и не про­ сто государство, а ненавист­ ную многим империю. И вооб­ ще, у русских «имперское со­ знание», вот именно от такого сознания им надо как можно быстрее избавляться, — так полагают А. Стреляный в от­ меченной выше статье и С. Стратановский в своей пуб­ ликации в журнале «Звезда» (1990, № 4). На конференции «Солженицын и мы», устроен­ ной в ЦДЛ, прозвучали пыл­ кие голоса о том, что русским свойственен «империалисти­ ческий склад мышления», «рус­ ский народ виноват во всех глобальных бедах XX века... он имеет право существовать далее, лишь покаявшись пе­ ред всем челрвечеством в сво­ их грехах» («Московский ли­ тератор», 1990, 8 июня). Если говорить обо всем человече­ стве, то оно должно сказать огромное спасибо русскому народу за то, что он спас За­ падную Европу от ужасов та­ таро-монгольского нашествия, помог — ценою огромных по­ терь — разгромить фашизм, а виноват он прежде всего пе­ ред самим собой: допустил опустошительную граждан­ скую войну, во многом спро­ воцированную некоторыми ру­ ководителями большевистско­ го гос^арства, поверил в осу­ ществимость идеи мирового коммунизма, не сумел проти­ востоять тем, кто привел наш народ к голоду 1921 и 1933 годов, дал изнасиловать себя, когда форсированным маршем проводилась коллективиза­ ция, не мог остановить тех, кто развязал кровавый террор в 30—40-е годы. Да, многие русские поддер­ живают сильную государ­ ственную власть, они знают, помнят о том, как в былые времена разобщенность и вра­ жда между русскими княже­ ствами привела их к потере своей независимости, к ино­ земному игу, сковывающему созидательные силы русского народа. Русским не раз в своей истории приходилось за­ щищать свое государство, свое право свободно, без унизи­ тельного иноземного вмеша­ тельства устраивать свою жизнь. Но русские не объяв­ ляли себя богоизбранным на­ родом, не кричали: «Россия превыше всего!» И сейчас у нас нет того государственного культа, какой существует, на­ пример, в США. Никто не ос­ паривает быть США великой державой, но почему России нельзя такой быть? Слишком «оригинальный» ответ на этот закономерный вопрос дает В. Дорошенко в упоминавшейся выше статье «Ленин против Сталина», на­ правленной против «вожде­ лений великорусского шови­ низма», который-де обязатель­ но «выражается в великодер­ жавна». «Пора бы наконец нам понять, — вещает он, — или великодержавие, или со­ циализм. Или великодержа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2