Сибирские Огни № 006 - 1991
тысяч, Киргизской ССР — 555 453 тысячи, Таджикской ССР — 405 784 тысячи, Турк менской ССР — 705 101 тыся ча рублей. Тут уж не до по мощи Нечерноземной зоне. Все это воспринимается многими как должное, иного они и не представляют. И ни чего плохого нет, мол, в том, что русские обделены в целом ряде важнейших аспектов жизни, что они фактически стали вымирать. Русские солдаты стоят на границе между Азербайджа ном и Арменией, стреляют в них с обеих сторон и винят русских и Россию за многие беды, за кровь, уничтожение жилищ. Но есть ли наша вина в разгуле экстремизма в За кавказье? Конечно же, есть, скажут в ответ некоторые публицисты. Это же русские создали ог ромное государство, и не про сто государство, а ненавист ную многим империю. И вооб ще, у русских «имперское со знание», вот именно от такого сознания им надо как можно быстрее избавляться, — так полагают А. Стреляный в от меченной выше статье и С. Стратановский в своей пуб ликации в журнале «Звезда» (1990, № 4). На конференции «Солженицын и мы», устроен ной в ЦДЛ, прозвучали пыл кие голоса о том, что русским свойственен «империалисти ческий склад мышления», «рус ский народ виноват во всех глобальных бедах XX века... он имеет право существовать далее, лишь покаявшись пе ред всем челрвечеством в сво их грехах» («Московский ли тератор», 1990, 8 июня). Если говорить обо всем человече стве, то оно должно сказать огромное спасибо русскому народу за то, что он спас За падную Европу от ужасов та таро-монгольского нашествия, помог — ценою огромных по терь — разгромить фашизм, а виноват он прежде всего пе ред самим собой: допустил опустошительную граждан скую войну, во многом спро воцированную некоторыми ру ководителями большевистско го гос^арства, поверил в осу ществимость идеи мирового коммунизма, не сумел проти востоять тем, кто привел наш народ к голоду 1921 и 1933 годов, дал изнасиловать себя, когда форсированным маршем проводилась коллективиза ция, не мог остановить тех, кто развязал кровавый террор в 30—40-е годы. Да, многие русские поддер живают сильную государ ственную власть, они знают, помнят о том, как в былые времена разобщенность и вра жда между русскими княже ствами привела их к потере своей независимости, к ино земному игу, сковывающему созидательные силы русского народа. Русским не раз в своей истории приходилось за щищать свое государство, свое право свободно, без унизи тельного иноземного вмеша тельства устраивать свою жизнь. Но русские не объяв ляли себя богоизбранным на родом, не кричали: «Россия превыше всего!» И сейчас у нас нет того государственного культа, какой существует, на пример, в США. Никто не ос паривает быть США великой державой, но почему России нельзя такой быть? Слишком «оригинальный» ответ на этот закономерный вопрос дает В. Дорошенко в упоминавшейся выше статье «Ленин против Сталина», на правленной против «вожде лений великорусского шови низма», который-де обязатель но «выражается в великодер жавна». «Пора бы наконец нам понять, — вещает он, — или великодержавие, или со циализм. Или великодержа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2