Сибирские Огни № 006 - 1991
бы не оставить республику один на один с непосильной громадой проблем». Но како вы возможности центра, когда республикам предоставляется возможность быть экономиче ски самостоятельными? Кто формирует его бюджет? Мно гие годы Россию объединяли с этим центром, она помогала много и многим республикам, но чем обернулась эта помощь для нее самой? Надо же, на конец, понять, что у русских сейчас множество огромных, крайне острых проблем, что перед ними встал вопрос о вы живании как нации. Современное население Смо ленской области составляет только 60% от довоенного. С 1926 года население Тверской области уменьшилось на мил лион человек, в ней, как и в ряде других нечерноземных областей, уже многие годы смертность превышает рожда емость. Сейчас число учеников общеобразовательных школ в РСФСР меньше, чем в 1940 году, а в Средней Азии оно возросло за это время свыше чем в три раза. Отметим: в 1959 году в Узбекистане про живало 8 миллионов человек, в 1979 — 15 миллионов, в на стоящее время — 20 милли онов. Как мне думается, если в ряде республик очень высокая рождаемость, а в других не сохраняется воспроизводство населения, то здравомыслящее правительство должно стре миться разрабатывать и осу ществлять разную демографи ческую политику по отноше нию к разным регионам стра ны; в каждой союзной респуб лике должно быть свое специ фическое законодательство, и финансирование этой полити ки необходимо отдать союз ным республикам, они лучше знают, каков должен быть оп тимальный уровень рождаемо сти, сколько надо будет выде лять средств для воспитания детей, как потом обеспечить их школами, работой. Следует осмыслить такие факты, приведенные в журна ле «Коммунист» (1989, № 14): «Если в 1970 году произведен ный национальный доход на одного занятого в Средней Азии составлял 83 процента от общесоюзного уровня, то в 1979 году этот показатель снизился до 76 процентов, а к настоящему времени — до 62 процентов. Произведенный на циональный доход на душу населения составляет ныне около 50 процентов от обще союзного». Но и в Средней Азии люди хотят жить не ху же, чем в Эстонии, где на много производительнее рабо тают и где больше малосемей ных. Откуда же брать сред ства? В 1989 году из союзно го бюджета выделены дотации Узбекской ССР 1960 997 ты сяч рублей, Казахской ССР — 2 698 267 тысяч, Киргизской ССР — 510 857 тысяч, Тад жикской ССР — 321 381 ты сяча, Туркменской ССР — 403 328 тысяч рублей. Й так из года в год. Больше того, помощь приходится увеличи вать, так как рождаемость в Средней Азии огромная. Что бы поддерживать там суще ствующий жизненный уровень, надо добиваться прибавки на ционального дохода на рабо тающего человека не менее чем на 10—12 процентов, а это ныне нереально. Выход один: надо возложить новые огромные финансовые издер жки на Россию, Украину, Бе лоруссию, чтобы жизненный уровень в Средней Азии резко не упал, по сравнению с дру гими республиками. И вот в Законе о Государственном бюджете на 1990 год дотации среднеазиатским республикам были еще увеличены: Узбек ской ССР — 3 122 166 тысяч рублей, Казахской — 3 792 828
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2