Сибирские Огни № 006 - 1991
молВие, тишину нарушает лишь сиплый волчий вой. Русское Нечерноземье под верглось такому опустоши тельному разорению, какого не было, пожалуй, за всю его историю. Миллионы жителей погибли на фронте, в фашист ской оккупации, другие из-за страшной нужды, из-за того, что нечего было есть, нечего обуть и надеть, вынуждены были покинуть родные места и уехать туда, где жизнь бы ла лучше— в Прибалтику, на Кавказ, в Среднюю Азию. Е. Коржева, родившаяся в Ба ку и всю жизнь прожившая там, приехав после известных событий в Азербайджане в Новгородскую область, с го речью сказала: «...наверное, ни в одной республике нет таких убогих условий для жизни че ловека, как в исконной Рос сии» («Сов. Россия», 1990, 31 марта). Таковы последствия усердной, осуществлявшейся многие десятилетия политики, согласно которой надо было поставить русских в худшие условия жизни по сравнению с окраинными народами. И не в этом ли причины того явле ния, о котором 3 сентября 1989 года в «Правде» писал Т. Иязалиев из города Фрун зе: остро дает себя знать де мографическая вспышка в Среднеазиатских республиках, в них много трудоизбыточного населения, и вместе с тем в Киргизию каждый год «миг рируют свыше ста тысяч чело век из других районов стра ны». В статье С. Мадалиева чув ствуется стремление предста вить дело так, будто узбек ский народ несправедливо об делен, обижен, например, тем, что «сотни тысяч людей мота ются вне республики (кто по трудовому договору, а кто и самолично) в надежде зара ботать на жизнь. Где только сейчас нет трудовых десантов из Узбекистана — и в Сибири они работают, и в Нечерно земье работают, и в Москве». Однако, как известно, свыше 60 миллионов» людей живут вне пределов своих республик, большинство из них русские и украинцы, вынужденные уез жать из родных мест из-за пагубной для них дискримина ционной политики. Мне представляется: С. Ма- далиев недостаточно хорошо знает условия жизни и рабо ты других народов. Так не стоило бы ему и утверждать, что нигде «в мире, ни один народ не работает весь свето вой день». Работают! И еще как! В русских деревнях (в юности я это испытал) летом встают еще до восхода солнца и идут косить, а перестают ра ботать, когда оно скрывается за горизонтом. А летний све товой день в России отнюдь не меньше, чем в южных рес публиках. Ширится поток русских бе женцев из Азербайджана, Уз бекистана, Таджикистана, Молдавии, Прибалтики, Кир гизии. В ряде республик мест ные власти фактически запре щают обменивать квартиры тем, кто желает выехать в РСФСР. 27 февраля 1990 года А. Каипбергенов сообщил в «Правде», что в Ташкентской области вновь горят дома, жизнь людей в опасности, кор ни этого он видит в запущен ности социально-экономиче ских проблем Узбекистана, в удручающей бедности боль шинства населения, там почти миллион безработных. Он ут верждает, что «в таких усло виях переход на самофинан сирование республики... путь к экономическому и финансо вому краху». Он выступает против того, чтобы «всем рав няться на хозрасчет», и делает вывод: «Речь идет не об иж дивенческих настроениях, а о реальной помощи центра, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2