Сибирские Огни № 006 - 1991

так глубоко охватило его на­ ционалистическое ослепление? Горький не раз писал о том, что русские без предубежден­ ности относятся к другим на­ родам, например: «Настоящий русский народ весьма добро­ душно относится ко всем на­ циональностям. ...И даже чув­ ство национального самодо­ вольства чуждо ему» («Бир­ жевые ведомости», 1905, 22 июня). Достоевский считал — вслед за Чаадаевым и Белин­ ским — всечеловечность сущ­ ностью русского национально­ го сознания. Он заявлял, что величайшее назначение рус­ ского народа, — «общеслуже- ние человечеству, — не Рос­ сии только, не общеславянству только, но всечеловечеству», «даже в ущерб иногда соб­ ственным и крупным ближай­ шим. интересам». Прошло свы­ ше века, как были сказаны эти слова, но они остаются справедливыми и в наше вре­ мя, верно говорят об особен­ ностях русского национально­ го характера. Многие люди других наци­ ональностей хорошо понимают и ценят эти интернационалист­ ские качества русских. Не бу­ ду приводить высказывания многих нерусских писателей, потому что в нашей стране есть немало таких, как О. Мо­ роз, которого крайне трево­ жит, что в России и вне ее «сейчас несть числа подхалим­ ствующим перед русским на­ родом, жаждущим выхлопо­ тать у него похвалу» («Лит. газета», 1990, 28 февраля). Выше речь шла об отношени­ ях украинцев и русских, по­ этому здесь отметим лишь од­ ну запись в дневнике выдаю­ щегося кинорежиссера и писа­ теля А. Довженко, относящу­ юся к 3 декабря 1943 года: «К величайшему сожалению и досаде, если оглянуться назад на пройденную жизнь, нужно признать, что все лучшее, что я изведал в своей творческой жизни и даже в своем поло­ жении, все я испытал в Моск­ ве среди русского, а не укра­ инского общества. От своих я знал преимущественно обиды и провинциальное презрение» («Лит. газета», 1989, 15 фев­ раля). Как хорошо известно, рус­ ские нередко с преувеличен­ ным восторгом относятся ко всему иностранному и склон­ ны недооценивать то, что соз­ дается на нашей националь­ ной почве. Надо совершенно не понимать душу русского народа, чтобы, как это сделал Ст. Рассадин в диалоге с Д. Урновым на страницах «Литературной газеты», утвер­ ждать, что ему «насильственно внушена... унизительная для него гордость (а вовсе не комплекс неполноценности): мы самые первые, самые силь­ ные и т. д ». После социологи­ ческих исследований ученые сделали такой вывод: «В том, что их Родина имеет все пра­ ва гордиться своей наукой, ду­ ховностью, искусством, ме­ стом, занимаемым в мире, ре­ шаются говорить при социоло­ гических обследованиях от силы 3—6% граждан. Даже по сравнению с родственной нам славянской Польшей исто­ рическое сознание русских вы­ глядит сильно обкраденным» («Родина», 1989, № 9). Член правления Ленинград­ ского народного фронта М. Салье в журнале «Звезда» опубликовала статью, где предписывает русским велико­ державный шовинизм и им­ перское высокомерие, а заод­ но усердно мажет черной кра­ ской и нашу армию, и весь исторический путь русского народа, его патриотическое со­ знание. Так, она утверждает, что «идеи великого призвания России шли рука об руку с проповедью национальной ко­ рысти и национального само

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2