Сибирские Огни № 006 - 1991
так глубоко охватило его на ционалистическое ослепление? Горький не раз писал о том, что русские без предубежден ности относятся к другим на родам, например: «Настоящий русский народ весьма добро душно относится ко всем на циональностям. ...И даже чув ство национального самодо вольства чуждо ему» («Бир жевые ведомости», 1905, 22 июня). Достоевский считал — вслед за Чаадаевым и Белин ским — всечеловечность сущ ностью русского национально го сознания. Он заявлял, что величайшее назначение рус ского народа, — «общеслуже- ние человечеству, — не Рос сии только, не общеславянству только, но всечеловечеству», «даже в ущерб иногда соб ственным и крупным ближай шим. интересам». Прошло свы ше века, как были сказаны эти слова, но они остаются справедливыми и в наше вре мя, верно говорят об особен ностях русского национально го характера. Многие люди других наци ональностей хорошо понимают и ценят эти интернационалист ские качества русских. Не бу ду приводить высказывания многих нерусских писателей, потому что в нашей стране есть немало таких, как О. Мо роз, которого крайне трево жит, что в России и вне ее «сейчас несть числа подхалим ствующим перед русским на родом, жаждущим выхлопо тать у него похвалу» («Лит. газета», 1990, 28 февраля). Выше речь шла об отношени ях украинцев и русских, по этому здесь отметим лишь од ну запись в дневнике выдаю щегося кинорежиссера и писа теля А. Довженко, относящу юся к 3 декабря 1943 года: «К величайшему сожалению и досаде, если оглянуться назад на пройденную жизнь, нужно признать, что все лучшее, что я изведал в своей творческой жизни и даже в своем поло жении, все я испытал в Моск ве среди русского, а не укра инского общества. От своих я знал преимущественно обиды и провинциальное презрение» («Лит. газета», 1989, 15 фев раля). Как хорошо известно, рус ские нередко с преувеличен ным восторгом относятся ко всему иностранному и склон ны недооценивать то, что соз дается на нашей националь ной почве. Надо совершенно не понимать душу русского народа, чтобы, как это сделал Ст. Рассадин в диалоге с Д. Урновым на страницах «Литературной газеты», утвер ждать, что ему «насильственно внушена... унизительная для него гордость (а вовсе не комплекс неполноценности): мы самые первые, самые силь ные и т. д ». После социологи ческих исследований ученые сделали такой вывод: «В том, что их Родина имеет все пра ва гордиться своей наукой, ду ховностью, искусством, ме стом, занимаемым в мире, ре шаются говорить при социоло гических обследованиях от силы 3—6% граждан. Даже по сравнению с родственной нам славянской Польшей исто рическое сознание русских вы глядит сильно обкраденным» («Родина», 1989, № 9). Член правления Ленинград ского народного фронта М. Салье в журнале «Звезда» опубликовала статью, где предписывает русским велико державный шовинизм и им перское высокомерие, а заод но усердно мажет черной кра ской и нашу армию, и весь исторический путь русского народа, его патриотическое со знание. Так, она утверждает, что «идеи великого призвания России шли рука об руку с проповедью национальной ко рысти и национального само
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2