Сибирские Огни № 006 - 1991

-сынов, чернить русский народ, его историю, и все это-де нор­ мальное явление, реализация основополагающего принци­ па свободы слова и подлинной демократии, права на соб­ ственное видение в художе­ ственном творчестве. Можно представить, сколь широко распространилась в нашей стране русофобия, если вспом­ нить, как главный редактор журнала «Октябрь» А. Анань­ ев стал с наигранной наив­ ностью оправдывать возмож­ ность публично оскорблять нашу родину, называть ее «Россией-сукой», тем, что это, мол, относится к брежневско- сусловскому этапу ее истории. Столь же «доказательно» под­ крепил эту рассчитанную на простаков мысль В. Жук, ко­ торый, ничтоже сумняшеся, объяснил, что слово «сука» у Синявского «имеет совсем не блатной, а биологический смысл» («Октябрь», 1989, № 12). За кого же нас прини­ мают? Убежденный, что «равноду­ шие к своим нерусским — в крови у русских», А. Стреля­ ный пишет: давнишний грех культурной России — «равно­ душие к национальному во­ просу, к истории и культуре народов империи, особенно славянских, и в первую очередь украинского» («Лит. газета», 1990, 8 августа). Кто знает, возможно, на самом деле мы, русские, недостаточно внима­ тельны к особенностям и куль­ турным потребностям украин­ ского народа, и это, видимо, является следствием глубоко укоренившейся мысли: укра­ инцы, как и белорусы, в сво­ их коренных национальных истоках, в своем характере, мирочувствовании настолько родны, близки нам, что на из­ вестные наши различия не об­ ращается должного внимания. Но следует видеть и другое: наша историческая и нрав­ ственно-психологическая об­ щность не по нутру тем, кто стремится поссорить славян­ ские народы, разъединить их, и для этого пускаются в ход самые подлые средства. Так, радио «Свобода» утверждало, что голод в 1933 году был ор­ ганизован русскими, как «ак­ ция геноцида против украин­ цев» («Лит. Россия», 1990, 21 сентября). Но ведь не менее жестокий голод был и в По­ волжье, на Дону, Кубани. А кто же там устроил голод? Ладно, бог с ними, зару­ бежными подстрекателями на­ циональной вражды. Хуже, когда таковыми становятся советские люди. Так, непозво­ лительные аргументы в своих дискуссионных раздумьях ис­ пользовал украинский писа­ тель И. Драч, чтобы обосно­ вать свой фальшивый тезис о великодержавном шовинизме русских, об их украинофобии. «Недавно группа русских ту­ ристов, говорят, из Тамбова осматривала Киевскую Со­ фию... — пишет он 11 апреля 1990 года в «Литературной газете». — Одна удивленная и возмущенная туристка, стро­ го оглядев столицу Украины, недоуменно спросила: «А ког­ да же это все украинцы у нас захватили?» Меня крайне удивило и очень огорчило, что столь ав­ торитетный украинский поэт для обоснования своих сепара­ тистских устремлений не по­ гнушался использовать такой примитивный аргумент. Был ли на самом деле приводимый им случай? Или он из числа тех, о которых говорят: «Одна баба сказала»? Но предполо­ жим, что на самом деле край­ не недалекая русская женщи­ на высказала поразительную по своей глупости мысль. Но неужели И. Драч такой на­ строй считает характерным для многих русских? Неужели

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2