Сибирские Огни № 006 - 1991
личал» его, «боролся» с ним... Но... Сталин маскировал поли тическую суть шовинизма, вос создавал и осуществлял вели корусскую шовинистическую политику». Здесь встает ряд недоуменных вопросов. Один из них: так в чем же выра жался этот великорусский шо винизм? Никто не отрицал? Не слишком ли категорично сказано? Может быть, никто публично не мог отрицать? Ведь в двадцатые годы с шо винизмом объединялся русский патриотизм, а он был обру ган, осмеян и всячески пресле дуем. Показательна и опора ху лителей русской нации на вы сказывания Сталина, когда им надо изобличить «великорус скую шовинистическую поли тику», и их категорическое не согласие со Сталиным же, ког да он после победы над фа шистской Германией сказал доброе слово о русском наро де, отметил его ясный ум, стойкий характер и терпение. В. Кулиш заметил, что в ро мане В. Гроссмана «Жизнь и судьба» опущен основной при зыв речи Сталина, произнесен ной 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный об раз наших великих предков — Александра Невского, Дмит рия Донского, Козьмы Мини на, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаи ла Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» И после этого Ку лиш рассуждает: «Здесь Ста лин обращался не к револю ционным, а к национальным традициям русского народа, и не столько к самим традици ям, сколько к образам вели ких людей России, к ряду ко торых добавил еще и «дух ве ликого Ленина». Кулиш пола гает, что «такой постановкой вопроса принижались и изы мались революционные, интер национальные традиции, сло жившиеся в борьбе за социа лизм, прогресс и националь ную независимость» («Вопро сы литературы», 1988, № 10). Для Кулиша русские полко водцы прошлого — это мифы и сусальные образы. Он не хочет считаться с тем, что у русской нации были наиболее славные военные традиции и что она — в силу своей мно гочисленности и сложившихся исторических условий — скреп ляла, цементировала добро вольный союз всех народов нашей страны. По Кулишу выходит: пусть гибнет наше государство, пусть торжеству ет фашизм, но все равно не следует вспоминать о досто инствах русской нации, ис пользовать в борьбе с врагом то, что заложено русской ис торией, нашими предками в наших душах. Если же возвратиться к об личениям Сталиным велико державного шовинизма в 20-е годы, то существенные истоки большевистской политики сле дует искать в пропаганде без брежного интернационализ ма, в идее мировой револю ции. Тогда очень многие вос принимали широко распро страняемое изречение «Россия —- тюрьма народов» как акси ому, а таковой оно не являет ся. Многие народы доброволь но присоединились к России (в тюрьму, как известно, по своей воле не идут), а те, кто был присоединен к ней в ре зультате войн, фактически пользовались теми же права ми, что и русские люди, кото рые привыкли жить в согла сии, мире и дружбе с людьми иных национальностей. Свободолюбивый дух рус ского народа, его политиче ская активность не могли нор мально проявляться в течение многих десятилетий. Губитель но сказывались на нем наси лие, произвол и беззаконие во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2