Сибирские Огни № 006 - 1991

личал» его, «боролся» с ним... Но... Сталин маскировал поли­ тическую суть шовинизма, вос­ создавал и осуществлял вели­ корусскую шовинистическую политику». Здесь встает ряд недоуменных вопросов. Один из них: так в чем же выра­ жался этот великорусский шо­ винизм? Никто не отрицал? Не слишком ли категорично сказано? Может быть, никто публично не мог отрицать? Ведь в двадцатые годы с шо­ винизмом объединялся русский патриотизм, а он был обру­ ган, осмеян и всячески пресле­ дуем. Показательна и опора ху­ лителей русской нации на вы­ сказывания Сталина, когда им надо изобличить «великорус­ скую шовинистическую поли­ тику», и их категорическое не­ согласие со Сталиным же, ког­ да он после победы над фа­ шистской Германией сказал доброе слово о русском наро­ де, отметил его ясный ум, стойкий характер и терпение. В. Кулиш заметил, что в ро­ мане В. Гроссмана «Жизнь и судьба» опущен основной при­ зыв речи Сталина, произнесен­ ной 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный об­ раз наших великих предков — Александра Невского, Дмит­ рия Донского, Козьмы Мини­ на, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаи­ ла Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» И после этого Ку­ лиш рассуждает: «Здесь Ста­ лин обращался не к револю­ ционным, а к национальным традициям русского народа, и не столько к самим традици­ ям, сколько к образам вели­ ких людей России, к ряду ко­ торых добавил еще и «дух ве­ ликого Ленина». Кулиш пола­ гает, что «такой постановкой вопроса принижались и изы­ мались революционные, интер­ национальные традиции, сло­ жившиеся в борьбе за социа­ лизм, прогресс и националь­ ную независимость» («Вопро­ сы литературы», 1988, № 10). Для Кулиша русские полко­ водцы прошлого — это мифы и сусальные образы. Он не хочет считаться с тем, что у русской нации были наиболее славные военные традиции и что она — в силу своей мно­ гочисленности и сложившихся исторических условий — скреп­ ляла, цементировала добро­ вольный союз всех народов нашей страны. По Кулишу выходит: пусть гибнет наше государство, пусть торжеству­ ет фашизм, но все равно не следует вспоминать о досто­ инствах русской нации, ис­ пользовать в борьбе с врагом то, что заложено русской ис­ торией, нашими предками в наших душах. Если же возвратиться к об­ личениям Сталиным велико­ державного шовинизма в 20-е годы, то существенные истоки большевистской политики сле­ дует искать в пропаганде без­ брежного интернационализ­ ма, в идее мировой револю­ ции. Тогда очень многие вос­ принимали широко распро­ страняемое изречение «Россия —- тюрьма народов» как акси­ ому, а таковой оно не являет­ ся. Многие народы доброволь­ но присоединились к России (в тюрьму, как известно, по своей воле не идут), а те, кто был присоединен к ней в ре­ зультате войн, фактически пользовались теми же права­ ми, что и русские люди, кото­ рые привыкли жить в согла­ сии, мире и дружбе с людьми иных национальностей. Свободолюбивый дух рус­ ского народа, его политиче­ ская активность не могли нор­ мально проявляться в течение многих десятилетий. Губитель­ но сказывались на нем наси­ лие, произвол и беззаконие во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2