Сибирские Огни № 006 - 1991
грозили никогда не преры ваться». Торжествуя полную и без раздельную победу над сво ими идеологическими против никами, И. Дедков утвержда ет: «Напечатай Владимир Ильич свою статью («О наци ональной гордости великорос сов» — А . О .) в наши просве щенные дни, ему бы, пожалуй, не поздоровилось... Патриоты из патриотов непременно оби делись бы за русский народ». Хотелось бы спросить уважа емого критика: помнит ли он мысль Ленина о том, что «ча ще всего и больше всего не достатком рассуждений» о на циональных особенностях «яв ляется отсутствие историче ской точки зрения и конкрет ности» (ПСС, т. 30, с. 349)? Ленин полагал, что нельзя было вставать на позиции Чер нышевского после революции 1905 года, ибо русский народ изменился в результате уча стия в освободительном дви жении. В 60-е годы в нем не было революционности. «Те перь ее мало, — писал Ленин, — но она уже есть. Мы полны чувства национальной гордо сти, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм» (ПСС, т. 26, с. 107). Вот мимо этой национальной гордости Лени на за свой народ и прошел Дедков. И хочется успокоить критика: в современной ситуа ции Ленину отнюдь не пона- добились бы слова о «жалкой нации», ибо опираться на них в своих оценках русской нации сегодня — это попирать исти ну и фактически вставать на русофобские позиции. Здесь нельзя не учитывать и деликатное обстоятельство: мысль о тысячелетнем рабстве русской души высказана, так сказать, «маргинальным» пи сателем; Гроссман считал се бя русским, но всем своим сердцем был связан с еврей ским миром (и это сказано ему не в упрек). И автору не следовало бы так больно ра нить наши национальные чув ства. Ему надо было бы поду мать: а если бы то, что он на писал о русских, сказали бы о евреях, как бы они это вос приняли? И еще один любопытный момент: в повести «Все те чет» В. Гроссман пишет, что «высшей святыней русской ре волюции», Октября была сво бода, а вот ее-то якобы пре дал Ленин, его нетерпимость к политической свободе идет, мол, от русского характера. Почему же И. Дедков никак не отозвался на эти странные утверждения? Или он посчи тал верной мысль Гроссмана, у которого получается, что все беды идут от русского ха рактера? Но в таком случае евреи Троцкий, Свердлов, Зи новьев, грузин Сталин, поляк Дзержинский тоже предавали свободу, и их нетерпимость к ней объяснялась еврейским, грузинским и польским харак терами. А не вернее ли ду мать, что некоторые наши бе ды с политической свободой шли не от национального ха рактера, а прежде всего от марксистского учения о дик татуре пролетариата? С такой мыслью наверняка не согласится В. Дорошенко, который в статье «Ленин про тив Сталина» («Звезда», 1990, № 4) решительно утверждал, что «главная причина победы Сталина в борьбе с лениниз мом — наличие в партии ве ликорусского шовинизма», и разъяснил: «В РКП(б) нали чие великорусского шовинизма в то время никто не отрицал, в том числе и Сталин. Наобо рот, в своих речах и тезисах того времени он «вскрывал» великорусский шовинизм, «об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2