Сибирские Огни № 006 - 1991
я не захотел бы переменить отечество, ни иметь 'другой ис тории, как ту, которую имели наши предки, которую нам дал Бог»; «Взгляните на рус ского крестьянина: есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи? О его смело сти и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его из вестна». В. Жук нашел у Горького такое высказывание: «Мы, Русь, анархисты по натуре, мы, жестокое зверье...» и по считал, что оно выражает ис тинное отношение писателя к русской нации и подкрепляет концепцию повести «Все те чет». На самом деле это дале ко не так. Горький не раз в своих письмах, статьях и художе ственных произведениях высо ко отзывался о своем народе, о его творческих силах, о его способности построить новую демократическую Россию. Он подчеркивал историческую мо лодость русского народа, его исключительную талантли вость, огромные жизненные силы, трудоспособность, неук ротимое стремление к свободе и социальной справедливости. В сознании Горького русский народ был могучим исполи ном, поднявшимся на борьбу, чтобы обеспечить себе свобод ную жизнь, полное раскрытие своих созидательных способ ностей. Ему казались харак терными для судьбы всего русского народа жизненный путь и удивительнейшие твор ческие достижения Ф. И. Ша ляпина. Для писателя он был наглядным символом великих сил, мощи, таланта русского народа, «ослепительно ярким радостным криком на весь мир: вот она — Русь, вот ка ков ее народ — дорогу ему, свободу ему!» (М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 29). Вместе с тем в 1908— 1922 гг. Горький высказал не мало противоречивых и оши бочных суждений о русском народе. Он воспринимал дей ствительность очень эмоци онально и нередко «эмпириче ски», некоторые отрицатель ные факты русской жизни не правомерно занимали в его сознании «первый план», зна чение их преувеличивалось. Надо учитывать и присутствие «публицистического момента» в суждениях Горького о рус ском народе — сознательного сгущения «мрачных красок» с целью вызвать у читателя «гу манитарный» эффект. Он под час в статьях преднамеренно преувеличивал недостатки пси хики русских, стремясь быст рее поднять их на борьбу с тем, что им мешает. Когда он писал, что основной «русский недуг — пассивность» (а ведь «мир держится деянием»), что русские «предрасположены к созерцанию, ленивы и бездея тельны», то здесь мы сталки ваемся с таким именно «пуб лицистическим» заострением, с прямым призывом к действию, к борьбе: «Со всем этим в русской душе надо бороться упорно, постоянно, не покла дая рук». Многие пишут о долготерпе нии как характерной черте русских, но не стоит забы вать и о том, что, как писал Н. Бердяев, «в русском наро де поистине есть свобода ду ха, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства» («Родина», 1989, № 2). Аме риканский профессор П. Буш- кович, занимающийся изуче нием русской истории, не счи тает правильным выводить сталинский деспотизм из раб ской покорности, якобы исто рически присущей русскому народу, ибо в русской истории всегда были сильны идеи со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2