Сибирские Огни № 006 - 1991
церкви в политической дея тельности, методология пас тырской деятельности в бое вых условиях и в тылу. В ряду внебогослужебных задач, решаемых церковью в армии, была функция соци альной защиты военнослужа щих. Отличное знание быто вых условий позволяло свя щенникам весьма квалифици рованно выступать с законо дательными инициативами, об ращенными и к императору, и к Государственной думе. Генерал А. А. Брусилов, один из самых выдающихся полководцев XX века, вспоми ная о неудачах русской армии в 1915 г., писал: «В тех жут ких контратаках среди сол датских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воина ми, ободряя робких простым евангельским словом и пове дением... Они навсегда оста лись там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой»1. Косвенным подтверждением заслуг военного духовенства является тот факт, что по не полным данным за годы вой ны военным священникам бы ли вручены 227 золотых на персных крестов на георгиев ской ленте, 85 орденов Св. Владимира 3-й степени с ме чами; 203 ордена Св. Влади мира 4-й степени с мечами, 304 ордена Св. Анны 2-й сте пени с мечами, 239 орденов Св. Анны 3-й степени с меча ми. «Нам нужно поклониться в ноги военному духовенству за поддержку, какую оно ока зывает нам в тяжелую годи ну войны», — говорил великий князь Николай Николаевич2. 1 Цит. по: Н. Я к о в л е в . 1 ав густа 1914 года. — Мл Молодая гвардия, 1967. — С. 88. 2 Цит. по: А . С е н и н. Армей ское духовенство России в первой мировой войне. — Вопросы истории. - 1990. - Л 10. Исключительно важным при знавало? личный пример свя щенника, и меры, призванные обеспечить эту примерность, принимались самые суровые. Так, Г. И. Щавельский указы вал: «Всех священников, во время боя остающихся при обозах или вообще вдали от перевязочных пунктов... — всех таких священников будут считать не желающими выпол нять свой священнический долг, преступниками перед Богом и Родиной»1. Ведомством военно-морского духовенства издавался ежене дельный журнал «Вестник во енного и морского духовен ства». В нем рассматривались вопросы из жизни и деятель ности духовенства, печатались программы внебогослужебных бесед, методические рекомен дации по их проведению, мате риалы наиболее удачных пуб личных лекций, библиографи ческие справки по издаваемой религиозной литературе. Говоря о церкви как о цент ре идейно-нравственного вос питания, необходимо отметить, что в церквах хранились не только религиозные реликвии верующих, но и боевые зна мена прославленных частей, оружие и доспехи славных военачальников. В церкви Морского кадетского корпуса на специальных мраморных досках черного и серого цве та были выбиты имена вы; пускников корпуса, погибших В боях (черные доски) и ко раблекрушениях (серые до ски), своими ратными подви гами прославивших Родину и Военно-Морской Флот. Есте ственно, что кадеты, обучаю щиеся в корпусе, посещая кор пусную церковь и читая имена погибших старших товарищей, проникались торжественным чувством — чувством гордости 1 Цит. по: Б. В а с и л е и жо. Указ. соч. — С. 52—53.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2