Сибирские Огни № 006 - 1991
тельствует о полном подчине нии последнего в делах воин ских командиру-единоначаль- нику. В царствование Павла I Указом от 4 апреля 1800 года все военное духовенство было подчинено полевому обер-свя- щеннику, гвардия и гренадеры имели своего обер-священни- ка. В 1830 году учреждаются должности обер-священника Главного штаба и обер-свя щенника Отдельного гвардей ского корпуса. В 1858 году общее руководство военным духовенством возлагается на Главного священника гвардии и гренадер армии и флота. С 1890 года военное и морское духовенство подчинялось Про топресвитеру военного и мор ского духовенства, который приравнивался к генерал-лей тенанту и имел соответствую щий оклад и права. Первым из них был Павел Яковлевич Озередковский. В 1913 году численность ду ховенства в армии и на флоте равнялась 973 священнослу жителям и возглавлялась Про топресвитером военного и мор ского духовенства, магистром богословия Г. И. Щавельским (последним в российской ар мии)* 1. Именно из них соста вился идеологический институт 1 В »той должности утвержден •императором Николаем II 22 апре ля 191! г. Родился Г. И. Щавель- ский в семье сельского дьячка, окончил духовное училище, семина рию и духовную академию. В рус ско-японскую войну служил полко вым священником, дивизионным благочинным и главным священни ком 1-й Маньчжурской армии, на гражден орденами Св. Георгия и Св. Владимира с мечами. За годы I мировой войны был награжден орденами Александра Невского и Св. Владимира 2-й степени. В ав густе 1917 г. активно поддерживал генерала Корнилова. Эмигрировал в Болгарию, где стал профессором богословия Софийского университе та, законоучителем и директором русской гимназии. российского флота, вступив шего в I мировую войну (107 боевых кораблей основных классов, из них 74 строящих ся, всего 595500 человек лич ного состава). Религиозно * н р а вственное Обучение и воспитание войск проводилось не только свя щенниками, но и всеми кате гориями начальствующего со става русской армии и флота. Капитан II ранга И. Г. Эн- гельман, автор многочислен ных работ по вопросам обуче ния и воспитания военнослу жащих, в своей лекции для гардемаринов выпускных клас сов «Офицер-воспитатель и его деятельность» пишет: «Офицер-воспитатель должен уметь возбудить и поддер жать религиозное чувство в подчиненном, безразлично к какому вероисповеданию они принадлежат; совершенно на прасно думают некоторые, что религиозное воспитание дол жно даваться только священ нослужителям, напротив, если нижний чин найдет отклик и поддержку в офицере в своем религиозном чувстве, то по следний станет ему ближе, до роже, заменит ему отца и бра та». В церквах с приходами из бирался прихожанами, не прч- надлежавшими к войскам, цер ковный староста. Денежными суммами и церковным имуще ством заведовал назначенный командиром полка (или на чальником того управления и учреждения, которому принад лежала церковь) из офицеров или классных чиновников кти тор. Полковой (корабельный) священник имел своеобразный церковный или приходский ак тив, ведавший вопросами сбо-' ра пожертвований, оказывав ший помощь при проведении церковных служб. Вовлека лись в деятельность прихода и члены семей военнослужащих:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2