Сибирские Огни № 006 - 1991

Вот как образно пишет об этом русский генерал Н. Мо­ розов в своем историческом очерке «Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений» (С.-Петербург, 1910), оценивая воспитатель­ ную работу в армии в период царствования Александра I: «Один за другим сошли со сцены прежние обаятельные начальники — рыцари долга и чести, и места их занялись но­ выми людьми — знатоками плацпарада. Место прежнего нравствен­ ного влияния и воспитания подчиненных заступила палка; страх наказания стал универ­ сальным средством воспита­ ния и обучения войск и заме­ нил собою идеи долга и че­ сти, которыми так силен и горд был екатерининский офи­ цер». Тон, безусловно, ностальги- чески-романтический, но разве не такие же чувства живут в душах тех, кто пережил Вели­ кую Отечественную? Или в душах молодых ветеранов Аф­ ганистана? Русский офицерский корпус начал складываться при Пет­ ре 1, и сам Петр-полководец стал выразителем лучших офицерских качеств. Доста­ точно вспомнить его обраще­ ние к войскам перед Полтав­ ской битвой: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы не должны по­ мышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православ­ ную нашу веру и церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, ко­ торой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собой Прав­ ду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и бла­ годенствии, для благосостоя­ ния вашего». Полностью эта выдержка из боевого приказа русской ар­ мии на Полтавский бой ни­ где ранее не печаталась. Сму­ щали упоминания о право­ славной вере, церкви, Боге. Институт военного и мор­ ского духовенства русской ар­ мии и флота как централизо­ ванная, с четко определенны­ ми и законодательно обозна­ ченными функциями, идеоло­ гическая система обучения и воспитания военнослужащих армии и флота начал склады­ ваться в период царствования Петра 1. Формирование этого института проходило одновре­ менно со строительством и ук- креплением русской регуляр­ ной армии и флота. Уставы русской армии и флота включали в себя от­ дельные главы «О священно­ служителях», которые опреде­ ляли правовое положение по­ следних, их обязанности и ос­ новные формы деятельности. Протопоп А. Смирнов в сво­ ей «Истории флотского духо­ венства» (Спб., 1914) подроб­ но описывает историю созда­ ния и совершенствования иде­ ологической, или, как тогда говорили, идейно-нравственной и религиозной, системы обуче­ ния и воспитания. Уже в 1710 году в «Артику­ лах военных Российскому флоту», действовавших вплоть до принятия Морского устава в 1720 году, излагались пра­ вила совершения утром и ве­ чером молитв и «чтения слова Божия». В апреле 1717 года «По Высочайшему повеле­ нию», т. е. по приказу царя, было решено «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников» (и это при том, что сам-то флот только-толь­ ко зарождался). Первым мор­ ским священником был назна­ чен 24 августа 1710 года к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2