Сибирские Огни № 006 - 1991
Вот как образно пишет об этом русский генерал Н. Мо розов в своем историческом очерке «Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений» (С.-Петербург, 1910), оценивая воспитатель ную работу в армии в период царствования Александра I: «Один за другим сошли со сцены прежние обаятельные начальники — рыцари долга и чести, и места их занялись но выми людьми — знатоками плацпарада. Место прежнего нравствен ного влияния и воспитания подчиненных заступила палка; страх наказания стал универ сальным средством воспита ния и обучения войск и заме нил собою идеи долга и че сти, которыми так силен и горд был екатерининский офи цер». Тон, безусловно, ностальги- чески-романтический, но разве не такие же чувства живут в душах тех, кто пережил Вели кую Отечественную? Или в душах молодых ветеранов Аф ганистана? Русский офицерский корпус начал складываться при Пет ре 1, и сам Петр-полководец стал выразителем лучших офицерских качеств. Доста точно вспомнить его обраще ние к войскам перед Полтав ской битвой: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы не должны по мышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православ ную нашу веру и церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, ко торой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собой Прав ду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и бла годенствии, для благосостоя ния вашего». Полностью эта выдержка из боевого приказа русской ар мии на Полтавский бой ни где ранее не печаталась. Сму щали упоминания о право славной вере, церкви, Боге. Институт военного и мор ского духовенства русской ар мии и флота как централизо ванная, с четко определенны ми и законодательно обозна ченными функциями, идеоло гическая система обучения и воспитания военнослужащих армии и флота начал склады ваться в период царствования Петра 1. Формирование этого института проходило одновре менно со строительством и ук- креплением русской регуляр ной армии и флота. Уставы русской армии и флота включали в себя от дельные главы «О священно служителях», которые опреде ляли правовое положение по следних, их обязанности и ос новные формы деятельности. Протопоп А. Смирнов в сво ей «Истории флотского духо венства» (Спб., 1914) подроб но описывает историю созда ния и совершенствования иде ологической, или, как тогда говорили, идейно-нравственной и религиозной, системы обуче ния и воспитания. Уже в 1710 году в «Артику лах военных Российскому флоту», действовавших вплоть до принятия Морского устава в 1720 году, излагались пра вила совершения утром и ве чером молитв и «чтения слова Божия». В апреле 1717 года «По Высочайшему повеле нию», т. е. по приказу царя, было решено «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников» (и это при том, что сам-то флот только-толь ко зарождался). Первым мор ским священником был назна чен 24 августа 1710 года к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2