Сибирские Огни № 006 - 1991

факт, что перед битвой пое- динщиками выступили монахи Пересвет и Ослябя. Лики рус­ ских святых и православная символика осеняли боевые знамена победоносных рус­ ских армий во всех сражени­ ях, начиная с XIII века. Из­ вестный русский флотоводец и военный педагог адмирал С. О. Макаров в 1897 году писал: «Очевидно, в народе есть какая-то сила, сохраняю­ щая древние сказания о бит­ вах и богатырях, и никто не будет отрицать, что сказания эти влияют так или иначе на нравственную сторону челове­ ка. Желательно, чтобы те из сказаний, которые поднимают дух военной доблести, не вы­ родились»1. Надо ли гово­ рить, что на бескрайних про­ сторах крестьянской страны мало-мальски организован­ ным идеологическим учрежде­ нием, занимавшимся патрио­ тическим воспитанием народа, была церковь. Сложившаяся в русской ар­ мии суворовская школа обу­ чения и воспитания была про­ низана идеями святости воин­ ского долга, ответственности военного за сохранность сво­ ей Родины, преданности сво­ ему знамени, верности воин­ ской присяге и своему коман­ диру, товарищеской взаимо­ выручки и сознательной воин­ ской дисциплины. Разумеется, с понятием Отечества слива­ лись понятия Бога и самодер­ жавия. Основой идейно-нравствен­ ного обучения и воспитания войск было православие, его догматы. Четкая регламента­ ция духовно-патриотического воспитания прослеживается во всех уставах российской ар­ мии, начиная с первых, кото­ рые создавались при личном 1 С. О. Ма к а р о в . Рассужде­ ния по вопросам морской тактики. — М.: Военмориздат. 1943. —С. 188. участии Петра I и с незначи­ тельными изменениями просу­ ществовали до 1917 г. Говоря о суворовской шко­ ле обучения и воспитания войск, нельзя забывать о том, что сам А. В. Суворов был глубоко верующим человеком, веру в Бога считал основой духовной стойкости солдата. Вопросы нравственного вос­ питания и обучения войск в русской армии и флоте изуча­ лись очень детально. Специа­ листами писались солидные монографии, сборники герои­ ческих примеров из жизни войск, журнальные статьи и памятки, создавалась историо­ графия отдельных воинских частей. По содержанию и сти­ лю литература была различ­ на, она предполагала своим читателем офицера и унтер- офицера, старослужащего- дядьку и новобранца. Примечательна в этом пла­ не работа П. П. Яковлева «Влияние веры на военное де­ ло в нашей и иностранных ар­ миях», изданная в 1890 г. в Москве. В ней автор, вполне справедливо подмечая, что «...для поднятия энергии своих войск считают необходимым обращаться к идеям или иде­ алам, с которыми могло бы быть связано верование как один из важных душевных процессов», призывает офи­ церский состав к тому, «что необходимо признать веру крупною и великою силою в военном деле и культивиро­ вать ее наиболее широко, так как она, в виде нашего пра­ вославия, являет собой силу, облагораживающую и нрав­ ственно поднимающую каждо­ го из нас и в высшей степени благотворно влияющую на на­ шу армию». Вместе с тем велика была в русской армии и роль нрав­ ственного влияния офицера* воспитателя на подчиненного.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2