Сибирские Огни № 006 - 1991
факт, что перед битвой пое- динщиками выступили монахи Пересвет и Ослябя. Лики рус ских святых и православная символика осеняли боевые знамена победоносных рус ских армий во всех сражени ях, начиная с XIII века. Из вестный русский флотоводец и военный педагог адмирал С. О. Макаров в 1897 году писал: «Очевидно, в народе есть какая-то сила, сохраняю щая древние сказания о бит вах и богатырях, и никто не будет отрицать, что сказания эти влияют так или иначе на нравственную сторону челове ка. Желательно, чтобы те из сказаний, которые поднимают дух военной доблести, не вы родились»1. Надо ли гово рить, что на бескрайних про сторах крестьянской страны мало-мальски организован ным идеологическим учрежде нием, занимавшимся патрио тическим воспитанием народа, была церковь. Сложившаяся в русской ар мии суворовская школа обу чения и воспитания была про низана идеями святости воин ского долга, ответственности военного за сохранность сво ей Родины, преданности сво ему знамени, верности воин ской присяге и своему коман диру, товарищеской взаимо выручки и сознательной воин ской дисциплины. Разумеется, с понятием Отечества слива лись понятия Бога и самодер жавия. Основой идейно-нравствен ного обучения и воспитания войск было православие, его догматы. Четкая регламента ция духовно-патриотического воспитания прослеживается во всех уставах российской ар мии, начиная с первых, кото рые создавались при личном 1 С. О. Ма к а р о в . Рассужде ния по вопросам морской тактики. — М.: Военмориздат. 1943. —С. 188. участии Петра I и с незначи тельными изменениями просу ществовали до 1917 г. Говоря о суворовской шко ле обучения и воспитания войск, нельзя забывать о том, что сам А. В. Суворов был глубоко верующим человеком, веру в Бога считал основой духовной стойкости солдата. Вопросы нравственного вос питания и обучения войск в русской армии и флоте изуча лись очень детально. Специа листами писались солидные монографии, сборники герои ческих примеров из жизни войск, журнальные статьи и памятки, создавалась историо графия отдельных воинских частей. По содержанию и сти лю литература была различ на, она предполагала своим читателем офицера и унтер- офицера, старослужащего- дядьку и новобранца. Примечательна в этом пла не работа П. П. Яковлева «Влияние веры на военное де ло в нашей и иностранных ар миях», изданная в 1890 г. в Москве. В ней автор, вполне справедливо подмечая, что «...для поднятия энергии своих войск считают необходимым обращаться к идеям или иде алам, с которыми могло бы быть связано верование как один из важных душевных процессов», призывает офи церский состав к тому, «что необходимо признать веру крупною и великою силою в военном деле и культивиро вать ее наиболее широко, так как она, в виде нашего пра вославия, являет собой силу, облагораживающую и нрав ственно поднимающую каждо го из нас и в высшей степени благотворно влияющую на на шу армию». Вместе с тем велика была в русской армии и роль нрав ственного влияния офицера* воспитателя на подчиненного.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2