Сибирские Огни № 006 - 1991

мов» человек на Украине и Волге доведен до людоед­ ства — некому оказалось и голос подать в защиту де­ сятков миллионов избиваемых, а остатки т о й , кото­ рая в старой России натерла на мозговых клетках мо­ золи напоминанием о бедственном положении народа, признали за пользу и благо для народа лагеря Бело­ морканала и тем самым благословили колючую про­ волоку. Новая интеллигенция, названная впоследствии об- разованщиной, выпекалась наскоро и готовилась, в основном, для технических и идеологических нужд. Едва тронутая культурой, с укороченной, без прошло­ го, памятью, бесчувствительная к корням, но само­ любивая, от этого и притязательная, она и в сравне­ нии с прежней интеллигенцией, мало отвечавшей сво­ ему призванию, была на порядок ниже. Удержива­ лась, конечно, вопреки правилу, и тонкая прослойка хранителей просвещенной человеческой качественно­ сти, но она или являлась по новой терминологии пере­ житком прошлого, или добирала души и ума за сте­ нами университета. Оборванная связь времен, пере­ вернутое, как у младенца, видение мира и его ценно­ стей, глумление над отечественными и общечеловече­ скими святынями, контроль над искусством и мыслью, верхоглядство учителей, предписанные пра­ вила хорошего тона, да и просто роль интеллигенции как общественной прислуги — все это делало из нее духовных недорослей и не давало надежды на цели­ тельность. То, что скоро выпекается, быстро и старится. Со­ ветской интеллигенции, как она кроилась (а кроилась она на одну колодку), не суждена была долгая жизнь в благополучии и единении. Разные духовные поля, ка­ залось бы совершенно обесточенные и забытые, посте­ пенно стали набирать каждое своей собственной маг­ нетической силы и подсказывать разные пути служе­ ния отечеству, ни один из которых не сходился с су­ ществующим. Вернее, с существующим соглашались те, кто лишен был исторических чувств. А они начи­ нали просыйаться. Им способствовали не только слу­ чайно доносившиеся «песни западных славян» и не только прорывы из прошлого голосов старых веро­ учителей, но главным образом собственная память, вызванная из молчания подобно тому, как из земли являются отростки недовырубленных корней. Едино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2