Сибирские Огни № 006 - 1991
Фактическое неравенство народов, заложенное в национально государственном устройстве СССР, порождает стремление автоно мий и даже сугубо территориальных образований к повышению статуса, обостряя межнациональные отношения, и без того кризис ные из-за разрушительной деятельности сепаратистов из некото рых союзных республик, их апологетов в центральных средствах массовой информации и по-прежнему космополитическом Центре, сменившем идею «пролетарского интернационализма» на отрицание национально-государственного подхода в мировой политике во имя «общечеловеческих ценностей». Поэтому надежды на подписание нового Союзного договора на концепции обновленной федерации «суверенных» республик и, как следствие, преодоление кризиса национально-государственного ус тройства иллюзорны. Ибо суверенитет народов подменяется суве ренитетом территорий, имеющим лишь муниципальный смысл, уси ливаемый к тому же переходом к рыночной экономике. Решением, на деле способным обеспечить подлинное равнопра вие всех народов, является отказ от разнопорядковости националь но-территориальных образований (республик, областей и округов), их преобразование в национально-государственные центры с рас пространением их юрисдикции в сфере национально-культурного строительства на территорию всей нашей страны. Народы и народ ности, не имеющие или утратившие автономию в годы репрессий, свои национальные центры могут создавать по их усмотрению, — например, в местах их наиболее компактного проживания. Национальные центры должны иметь полномочные представи тельства как на муниципальном, так и на высшем уровне. В палате Национальностей Верховного Совета нации должны быть представ лены одинаково и независимо от численности (как в ООН). При этом основные вопросы экономической жизни страны целе сообразно передать в ведение территориально-государственных об разований (области, регионы). Экономический «суверенитет» обес печивается на уровне предприятий и муниципалитетов. Финансирование национально-культурных запросов граждан мо жет осуществляться из средств общегосударственного и муници пального бюджетов пропорционально численности населения каж дой национальности. По мере перехода к рыночным отношениям реализация предлагаемой схемы национально-государственного ус тройства страны как федерации суверенных народов (вместо феде рации территорий) облегчится. Этому будет способствовать посте пенная передача чисто экономических функций в ведение своих же региональных органов при одновременном освоении национально культурного строительства на территории всей страны, а также организация национально-государственных центров (и сопутствую щих структур) для народов, не имеющих национально-территори альных образований, включая их представительство^ в палате На циональностей первоначально в ранге наблюдателей (по примеру ООН). Федерация территорий сохраняется, приобретая преимуществен но экономический характер. Право «вплоть до отделения» при этом не имеет смысла и должно быть как можно скорее убрано из Кон ституции, чтобы не провоцировать политические авантюры. Суверенность народов гарантируется Конституцией и законода тельством, обеспечивающим права личности в сфере национально культурных интересов, от муниципального уровня национального самоуправления до палаты Национальностей Верховного Совета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2