Сибирские Огни № 006 - 1991

Фактическое неравенство народов, заложенное в национально­ государственном устройстве СССР, порождает стремление автоно­ мий и даже сугубо территориальных образований к повышению статуса, обостряя межнациональные отношения, и без того кризис­ ные из-за разрушительной деятельности сепаратистов из некото­ рых союзных республик, их апологетов в центральных средствах массовой информации и по-прежнему космополитическом Центре, сменившем идею «пролетарского интернационализма» на отрицание национально-государственного подхода в мировой политике во имя «общечеловеческих ценностей». Поэтому надежды на подписание нового Союзного договора на концепции обновленной федерации «суверенных» республик и, как следствие, преодоление кризиса национально-государственного ус­ тройства иллюзорны. Ибо суверенитет народов подменяется суве­ ренитетом территорий, имеющим лишь муниципальный смысл, уси­ ливаемый к тому же переходом к рыночной экономике. Решением, на деле способным обеспечить подлинное равнопра­ вие всех народов, является отказ от разнопорядковости националь­ но-территориальных образований (республик, областей и округов), их преобразование в национально-государственные центры с рас­ пространением их юрисдикции в сфере национально-культурного строительства на территорию всей нашей страны. Народы и народ­ ности, не имеющие или утратившие автономию в годы репрессий, свои национальные центры могут создавать по их усмотрению, — например, в местах их наиболее компактного проживания. Национальные центры должны иметь полномочные представи­ тельства как на муниципальном, так и на высшем уровне. В палате Национальностей Верховного Совета нации должны быть представ­ лены одинаково и независимо от численности (как в ООН). При этом основные вопросы экономической жизни страны целе­ сообразно передать в ведение территориально-государственных об­ разований (области, регионы). Экономический «суверенитет» обес­ печивается на уровне предприятий и муниципалитетов. Финансирование национально-культурных запросов граждан мо­ жет осуществляться из средств общегосударственного и муници­ пального бюджетов пропорционально численности населения каж­ дой национальности. По мере перехода к рыночным отношениям реализация предлагаемой схемы национально-государственного ус­ тройства страны как федерации суверенных народов (вместо феде­ рации территорий) облегчится. Этому будет способствовать посте­ пенная передача чисто экономических функций в ведение своих же региональных органов при одновременном освоении национально­ культурного строительства на территории всей страны, а также организация национально-государственных центров (и сопутствую­ щих структур) для народов, не имеющих национально-территори­ альных образований, включая их представительство^ в палате На­ циональностей первоначально в ранге наблюдателей (по примеру ООН). Федерация территорий сохраняется, приобретая преимуществен­ но экономический характер. Право «вплоть до отделения» при этом не имеет смысла и должно быть как можно скорее убрано из Кон­ ституции, чтобы не провоцировать политические авантюры. Суверенность народов гарантируется Конституцией и законода­ тельством, обеспечивающим права личности в сфере национально­ культурных интересов, от муниципального уровня национального самоуправления до палаты Национальностей Верховного Совета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2