Сибирские Огни № 006 - 1991
Опять, как и при Ленине, судьбоносные решения принимаются под давлением времеиных обстоятельств, Спектакль в театре аб сурда продолжается... Консолидация же общества возможна лишь на основе неукосни тельного соблюдения Конституции Союза, законности и правопо рядка, решительного пресечения деятельности сепаратистов Так как это делается в «цивилизованных» странах Запада. СОЮЗ СУВЕРЕННЫХ НАРОДОВ — РОССИЯ Подведем некоторые итоги. Истоки государственного кризиса в СССР заключаются вовсе не в унитарности государственного устройства, как нас уверяют ны нешние идеологи перестройки-, а в сложившемся фактическом нера венстве народов в советское время и миродержавной политике старого Центра, основанной на космополитическом пренебрежении национальными интересами народов во имя пресловутой идеи «пролетарского интернационализма». Политика эта — ровесница Советской власти. Еще при Ленине был утвержден федеративный принцип построения государства, зиждущийся на совершенно про извольном формировании разнопорядковых национально-государ ственных образований в составе СССР. Ленинская национальная политика диктовалась вовсе не интересами народов, а определя лась леворадикальной идеей мировой революции, в частности ле- иинским тезисом о «пробуждающемся Востоке», а также временны ми задачами по удержанию большевиками власти. Федеративное устройство, первоначально дискриминационное по отношению к великому русскому народу, со временем привело к фактическому неравенству народов. Создав национальные образо вания первого, второго или другого сорта, обладающие неравными вравами, разделили по сортам не только территории,' но и народы. Например, татар насчитывается в Союзе на 1,1 млн. больше, чем литовцев, латышей и эстонцев, вместе взятых. У «прибалтов» це лых три союзных республики и, соответственно, три художествен ных киностудии, три национальных академии наук и т. д. У татар же только автономия, а все остальное не положено «по штату». Нас же уверяют, что главная причина кризиса в межнациональных »ношениях заключается в «унитарности» государства. А теперь сравните обстановку в Татарстане, ограничившемся Декларацией о суверенитете в составе Союза, с положением в При- ¡алтике... Глядя на такое, порой невольно подумаешь об удивительном Сходстве политики Центра по отношению к сепаратистам с полити кой западных держав по «умиротворению» Гитлера, которая лишь ¡«одстегивала фашистскую агрессию. Записанное в Конституцию СССР право союзных республик, на }ыход из Союза, юридически несостоятельное для Союза типа фе- йрации, превратилось в мощный аргумент сепаратистов. Именно то право негласно ныне лежит в основе остроты и болезненности (галемики по проблеме межнациональных отношений. Не будь его, «огне предложения по назревшим изменениям в сфере государ- гвенного строительства стали бы намного конструктивнее, вос принимались бы более спокойно. Право «вплоть до отделения» так «е негласно способствовало дискриминации РСФСР и ее автоно мий и не могло не учитываться при дележе бюджетного пирога ■ССР в пользу иных союзных республик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2