Сибирские Огни № 006 - 1991
В 1988 году впервые официальную поддержку получил нацио нальный праздник сабантуй, теперь татарские дети могут изучать иУ^ с т ! 7 “ Н0’ Р0ДН0Й ЯЗЫК - В Шес™ М О С К О В С К О Г О ^ Отметим, что центром национальной жизни татар все после™ енные годы оставалась мечеть. Следовательно, национальное воз-' ПРИдение немыслимо без возрождения духовной жизни народов на основе традиционного вероисповедания. р д в на Представляется характерным и обоснованным мнение Н Гапн- пова — заместителя председателя президиума ' правления Москов ского городского общества татарской культуры Х е н ТЭлЛ °Р ол ной язык»): «...общество будет добиваться консти4ционного ста?у- са нации как экстерриториальной общности. Мы считаем что надо Р„еГ ить нацию не как политическую категорию, а как культур но-нравственную, морально-этическую. В нашем случае единствен ный путь сохранения нации — возрождение культурно-националь- лики»ВТ0Н0МИИ ДЛЯ национальных групп, живущих вне респуб- гт,^поЫ,йТ0ЧНИЛ (и, добавил): и путем распространения юрисдик ции республики в сфере национально-культурных интересов татап- ского населения на территории всей страны, а также принятием бщегосударственного законодательства, гарантирующего права личности в области обеспечения национально-культурных запросов с его доведением вплоть до муниципального уровня. При таком подходе к национально-государственному устройству гражданин любой национальности независимо от места проживания будет себя чувствовать повсюду, как на родной земле. Будут сбе режены для всего человечества непреходящие ценности националь ных культур. В возрождении национальных культур народов стра ны естественным и организованным образом будут участвовать не только жители соответствующей национальной территории, но и иные, проживающие далеко за ее пределами, тем самым способ ствуя духовному взаимообогащению. Кроме того, при таком подхо- |е в принятии решений по национально-культурным вопросам на общегосударственном уровне и проведении их в жизнь будет заня то гораздо большее число граждан соответствующей национально сти. Например, для татар это очень существенно, поскольку а/4 та- гарского населения страны проживает за пределами территории ^республики. ЧТО ЖДАТЬ ОТ РЕФЕРЕНДУМА!* На IV съезде народных депутатов СССР Ю. X. Калмыков дал Шформационную справку о мировой практике референдумов. В састности, даже Гитлер и Пиночет с успехом использовали эту |орму народного волеизъявления для укрепления своих позиций. По-видимому, здравомыслящие руководители государств ис- Юльзуют референдумы как высший рычаг своей политики, согла- иаясь или инициируя их проведение, лишь будучи заранее уверен- сыми в результатах. Именно поэтому прибалтийские сепаратисты * Статья была написана до референдума, результаты которого сейчас из- 1 естны. Автор высказал свои сомнения по поводу оправданности его проведе- ия в условиях переходного периода. Рассмотрев оба возможных его резуль- ата, он пришел к выводу, что в любом случае последствия, в общем-то, оди наковы, — в том смысле, что содействуют углублению государственного кри- иса. Итоги проведенного референдума этого вывода не отменили. — РЕД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2