Сибирские Огни № 006 - 1991
«чайна-тауны» («китайские города»), во Флориде есть целые рай оны латиноамериканцев. Не говоря уже о чернокожем населении, которое составляет большинство во многих крупных городах стра- ны. Однако ни одна из переселившихся групп не получила по Кон ституции своих национальных образований. Уникальность США, как часто говорят там, заключается в том, что это страна «не от дельных наций, а отдельных личностей». Главное же состоит в том, что широкое национальное полотно, из которого соткано населе ние США, исторически сконструировано так, чтобы исключить воз никновение конфликтных ситуаций в масштабах всей страны. Здесь мы подходим к основному вопросу, который объясняет этот фено мен. «Американский федерализм... отказался от организации штатов по национальному признаку. И отказался по причине объективной логики: при столь сложной многонациональной палитре населения этого попросту сделать было нельзя» (Корягин Л. Сплав нации. Правда. — 28 июля 1990 г.). Не подошли ли и мы у нас в стране к такой же многонацио нальной палитре, когда уже недопустимо то, что было оправдано еще в 20-х годах текущего столетия при относительно однородных в этническом отношении территориях? Разве уместно «резать по- живому» («вплоть до отделения»), когда около 70 миллионов соотечественников живут за пределами своих национально-террито риальных образований или не имеют таковых? Пример с США не единственный, когда в условиях «унитарно го» государства обеспечивается национально-культурное развитие народов. Как-то в бытность свою в Казани смотрел по местному телевидению выступление музыкального ансамбля финских татар. И очень удивился чистоте звучания татарского языка у ведущего из этого ансамбля, столь поразительной на фоне косноязычия и утраты национального облика у большинства моих земляков, про живающих в условиях «автономии» Татарии. А ведь в Финляндии татар, поселившихся там еще до первой мировой войны, совсем немного. Тем не менее в чужой языковой и культурной среде им удалось сберечь свой неповторимый национальный облик. И вот что характерно: поселившись в чужом краю, татарская община первым делом построила мечеть... А что у нас? Продолжая о татарах, заметим, что они давно широко рассели лись на просторах России. Даже в Москве о них упоминают доку менты еще в XVI веке, а в одном свидетельстве 1619 года уже го ворится о Татарской слободе. Первая мечеть была построена в XIX веке в честь победы Рос сии над Наполеоном, в которой принимали участие и татаро-баш кирские полки. В 1902—1904 годах в Москве строится вторая ме четь. Миллионер Шамси Асадуллеев построил многоэтажный дом, ставший мусульманским центром, — в нем открылась татарская школа, проводились вечера мусульманской (в основном татарской) молодежи. Татарский язык в Пятницкой части Москвы бытовал почти наравне с русским. В Москве в первые годы Советской власти выпускались татар ские книги, газеты, журналы, существовал татарский театр, дети татар учились в школах на родном языке. В 30-е годы национальная жизнь в Москве сошла на нет. С на чалом войны закрылись татарские школы — в связи с нуждами военного времени. И больше не открылись..,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2