Сибирские Огни № 006 - 1991
Таким образом, «право на самоопределение и самоуправление на рода» подменили «правом» территории. При существующем положении в принципе возможно не только Крымское ханство, но и, скажем, Итальянская республика на тер ритории страны. Механика проста. Немногочисленные итальянцы в России заселяют какую-нибудь заброшенную деревню, взяв землю в фермерское владение на основе нового Закона о земле, а затем постепенно добиваются статуса национального округа, области, ав тономной республики и т. д. «вплоть до отделения». Добавим, что в мире кроме итальянцев сотни наций и народностей..., ЧТО У НАС В ПОДСОЗНАНИИ! Каковы же движущие интересы национально-территориального государственного переустройства? Для сепаратистов, а это прежде всего национальная «партокра тия» и теневики, часть национальной интеллигенции, выход из Со юза привлекателен министерскими портфелями, представительством в международных организациях, ускоренной легализацией под польных миллионов. Трудящиеся «коренной» национальности с выходом из Союза могут связывать надежды на освобождение от гнета старого миро- державного Центра (а в принципиально новый они еще не повери ли) и произвола административно-командной системы в сфере эко номики и национальной культуры. По меткому замечанию Велико го князя Владимира Кирилловича Романова (в его Рождествен ском послании на адрес редакции «Литературной России»): «...на ши народности, ищущие предлог для бегства от коммунизма, сами того не желая, отворачиваются от России, составными частями ко торой они являются, и без которой им самим трудно будет суще ствовать...» Трудящиеся национальных меньшинств (прежде всего так назы ваемое русскоязычное население) свои надежды связывают более всего с обновленным Центром. Практика показала, что действительно только Центр способен обеспечить права граждан любой национальности и их защиту от дискриминации по национальному признаку, узаконенной парла ментами в ряде республик. Повышение статуса национально-территориальных образований (без претензий на выход из Союза) выгодно и руководству, и тру дящимся, включая и представителей «некоренных» народов, по скольку оно направлено на преодоление дискриминационного поло жения в сфере экономики и национальной культуры. Сказанное, в частности, подтверждается сравнительно безболезненным приняти ем деклараций о суверенитете в автономных республиках, даже если их «коренное» население составляет меньшинство в респуб лике. С повышением статуса, однако, в дальнейшем возможно возник новение сепаратистских устремлений (при наличии в Союзной Кон ституции права выхода из союзного государства). Повышение статуса территориальных образований также пред ставляется выгодным как руководству области (края),так и трудя щимся любых национальностей из-за увеличения возможностей для развития экономики и национальных культур при уравнении в пра вах с автономной (а тем более с союзной!) республикой. Предсе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2