Сибирские Огни № 006 - 1991

разных народов, а миродержавная, имперская идея — идея миро­ вой революции, в соответствии с которой все народы мира, в том числе и народы нашей страны, должны были отказаться от своих национальных интересов и привычек. Уже тогда разговоры о вели­ кодержавном шовинизме были лишь дымовой завесой. Под ее по­ кровом стала уничтожаться русская национальная культура и вы­ травляться национальное самосознание. Великодержавная идея мировой революции требовала громад­ ных людских ресурсов, и здесь главным источником оказался рус­ ский народ. Его следовало денационализировать в первую очередь. Дальше шли украинцы... Малые народы (отсюда и пошел счет на малые и большие народы) действительно не представляли осо­ бой опасности. Сначала их можно было подкупить разговорами о «самоопределении, вплоть до отделения» (ленинский тезис о «про­ буждающемся Востоке»), а в случае необходимости просто прида­ вить, что потом и делалось. Денационализации избежать не уда­ лось никому. Она проходила под видом русификации, то есть под вндом за­ мены национальных языков русским. На самом же деле общегосу­ дарственным языком станет, по сути дела, не русский язык, а некое государственное эсперанто, в основу которого лишь в силу своей наибольшей распространенности будет положен русский язык. Меж­ ду прочим, многие народы говорят на английском, но они от этого вовсе не англофицируются. И под лозунгом интернационализма и пролетарской солидарности станет процветать и развиваться идея великодержавного космополитизма, вдохновляющая массы на борь­ бу в планетарном масштабе. Так обстоят дела с «ленинской национальной политикой». ТЕАТР АБСУРДА Возможно ли Крымское ханство в конце второго тысячелетия? Вопрос нелепый, но, может быть, только на первый взгляд. Недавно принята Декларация о государственном и правовом статусе Крыма. В ней, в частности, говорится: «Крымский областной Совет народных депутатов считает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года и За­ кон РСФСР от 25 июня 1946 года, упразднившие Крымскую АССР, неконституционными и заявляет о праве народов Крыма на воссоз­ дание государственности в форме Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участ­ ника Союзного договора» (Труд. — 2 декабря 1990 г.). Заметим, что республика предлагается не крымско-татарская, как многие могли бы подумать, а многонациональная. Оказывается, именно на принципе территориального формирования, обеспечиваю­ щем равенство всех проживающих на полуострове народностей (русские, татары, немцы, евреи, болгары, греки, украинцы, армяне и эстонцы), и была образована осенью 1921 года Крымская АССР (см. там же). В Новосибирской области до сих пор, причем компактно, прожи­ вают русские, татары, казахи. Велика численность немцев, украин­ цев и белорусов. Отличие же от Крыма, пожалуй, только в том, что «ленинского» решения по новосибирской автономии не было. Вернемся в далекую осень 1921 года и попробуем представить обстановку, в которой принималось решение о статусе Крыма. Не-^ давно отчалили иностранные пароходы, наполненные остатками

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2