Сибирские Огни № 006 - 1991

нии и ирландцев в Ольстере, где многие годы льется кровь, или ин­ дейцев в США и Канаде (Квебек). И чем плоха «унитарность» многонациональных США? Действительно, «Заключительным актом Совещания по безопас­ ности и сотрудничеству в Европе», принятым в Хельсинки в 1979 году и подтвержденным странами-участницами в «Итоговом доку­ менте» Венской встречи в 1988 году, предусмотрено, что «все наро­ ды всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус...» Однако я что-то не слышал, чтобы, например, шотланд­ цам, валлийцам, бретонцам, баскам, каталонцам спешили предоста­ вить возможность создать самостоятельные государства, или чтобы отказ от такого «самоопределения» рассматривался на официальном уровне как проявление «имперской политики» на Европейском кон­ тиненте. Я не слышал, чтобы порицали «унитарность» Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. Я, кроме того, не слы­ шал, чтобы Президент США когда-нибудь в недавнем прошлом проявил нерешительность, применяя вооруженную силу для ликви­ дации расовых беспорядков в городах Америки. И даже факт рас­ положения статуи Свободы в Нью-Йорке его при этом нисколько не смущал, поскольку Президент исполнял государственный долг, оберегая Закон. У нас, оказывается, легче изменить Закон, нежели усмирить се­ паратистов, нагло попирающих Закон и издевающихся над людьми иной национальности, по сути повторяя практику фашизма. Часто ссылаются на «ленинскую национальную политику», на необходимость восстановления государственности, утерянной неко­ торыми народами в годы сталинского произвола, и т. п. При этом не возникает и тени сомнения относительно верности «досталин­ ских» решений в национальной политике. Некоторые автономии добиваются повышения статуса. И это можно понять, поскольку со статусом связаны права. Однажды я посмотрел передачу о классике туркменского кинематографа. Чис­ ленность татар более чем в два раза превышает численность турк­ мен, а кинематографа у Татарстана не существует вообще: автоно­ миям не положено! В Платформе Татарского общественного центра, в частности, было записано: «Это различие (национально-государственных об­ разований. — А . Н .) первоначально не предполагало ограничения прав автономных республик и не сдерживало развития народов Однако позже, в результате искажения принципов ленинской наци­ ональной политики, нации в стране оказались с неодинаковыми правами и возможностями». Как видим, и здесь ссылка на Ленина. В частной беседе один из руководителей этого движения дал по­ нять, что они вынуждены бороться за статус союзной республики, так как не видят другого реального способа добиться равноправ­ ного положения татар в области национально-культурного строи­ тельства. Что же, обратимся к истокам ленинской национальной полити­ ки. Национальный вопрос поднимался на VIII и на X съездах пар­ тии. Но на XII съезде (апрель 1923 года), в период образования СССР, он становится главным. Глубоко проанализировав истоки и практику национальной политики, А. Ланщиков в статье «Еще раз о национальном вопросе в России» (Российский ежегодник. — 19 9 0 . — Вып. 2) убедительно показал, что в основу нашего много­ национального государства с самого начала легли не интересы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2