Сибирские Огни № 006 - 1991
нии и ирландцев в Ольстере, где многие годы льется кровь, или ин дейцев в США и Канаде (Квебек). И чем плоха «унитарность» многонациональных США? Действительно, «Заключительным актом Совещания по безопас ности и сотрудничеству в Европе», принятым в Хельсинки в 1979 году и подтвержденным странами-участницами в «Итоговом доку менте» Венской встречи в 1988 году, предусмотрено, что «все наро ды всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус...» Однако я что-то не слышал, чтобы, например, шотланд цам, валлийцам, бретонцам, баскам, каталонцам спешили предоста вить возможность создать самостоятельные государства, или чтобы отказ от такого «самоопределения» рассматривался на официальном уровне как проявление «имперской политики» на Европейском кон тиненте. Я не слышал, чтобы порицали «унитарность» Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. Я, кроме того, не слы шал, чтобы Президент США когда-нибудь в недавнем прошлом проявил нерешительность, применяя вооруженную силу для ликви дации расовых беспорядков в городах Америки. И даже факт рас положения статуи Свободы в Нью-Йорке его при этом нисколько не смущал, поскольку Президент исполнял государственный долг, оберегая Закон. У нас, оказывается, легче изменить Закон, нежели усмирить се паратистов, нагло попирающих Закон и издевающихся над людьми иной национальности, по сути повторяя практику фашизма. Часто ссылаются на «ленинскую национальную политику», на необходимость восстановления государственности, утерянной неко торыми народами в годы сталинского произвола, и т. п. При этом не возникает и тени сомнения относительно верности «досталин ских» решений в национальной политике. Некоторые автономии добиваются повышения статуса. И это можно понять, поскольку со статусом связаны права. Однажды я посмотрел передачу о классике туркменского кинематографа. Чис ленность татар более чем в два раза превышает численность турк мен, а кинематографа у Татарстана не существует вообще: автоно миям не положено! В Платформе Татарского общественного центра, в частности, было записано: «Это различие (национально-государственных об разований. — А . Н .) первоначально не предполагало ограничения прав автономных республик и не сдерживало развития народов Однако позже, в результате искажения принципов ленинской наци ональной политики, нации в стране оказались с неодинаковыми правами и возможностями». Как видим, и здесь ссылка на Ленина. В частной беседе один из руководителей этого движения дал по нять, что они вынуждены бороться за статус союзной республики, так как не видят другого реального способа добиться равноправ ного положения татар в области национально-культурного строи тельства. Что же, обратимся к истокам ленинской национальной полити ки. Национальный вопрос поднимался на VIII и на X съездах пар тии. Но на XII съезде (апрель 1923 года), в период образования СССР, он становится главным. Глубоко проанализировав истоки и практику национальной политики, А. Ланщиков в статье «Еще раз о национальном вопросе в России» (Российский ежегодник. — 19 9 0 . — Вып. 2) убедительно показал, что в основу нашего много национального государства с самого начала легли не интересы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2