Сибирские Огни № 006 - 1991

бе письменами на родном языке Каждого народа, и умеющий читать выписывает их оттуда, а не с чужих страниц. Каждый, кто задумывается хоть немного не над одной лишь утробной, но и над духовной жизнью нации, имеет свои наблюдения — и чем точней они, тем меньше ему принадлежат. Это видение, а видение не может быть заслугой ума. Я не рассчитываю, что наш публицист согласится с подобной аргументацией. Ему требуются первоис­ точники, чтобы схватить за руку. По обороту головы в отечественную литературу ему заглядывать недо­ суг. Русский человек непременно должен слямзить у доверчивого европейца, сам он и побрякушки не вы­ думает. Но если бы явилось нашему публицисту же­ лание заинтересоваться темой, на которую он случай­ но наступил, он бы отыскал по ней солидную библио­ теку. Не стану раздражать его тенями славянофилов, Гоголя или Достоевского, но ведь и Белинский, кото­ рый должен быть по духу близок Ан. Стреляному, и тот не утерпел: «Каждый народ, — это из «Литературных мечта­ ний», — играет в великом семействе человеческого рода свою особую, назначенную ему Провидением, роль — вносит в общую сокровищницу... свою долю, свой вклад; каждый народ выражает собой одну ка­ кую-либо сторону жизни человечества». Нет, не «своя рука владыка» водящего пером опре­ деляет назначение нации, как с необыкновенной лег­ костью судит Ан. Стреляный, а рука более могуще­ ственной силы, названной Белинским. Если для Стре­ ляного это мистика, то и спрашивать с него нельзя. Вообще же в преемственности русского сознания ничего дурного быть не может. Было бы дурно, если бы всякий раз начинали сначала и изобретали вело­ сипед. Ан. Стреляный смотрит на вещи слишком бли­ зоруко, если считает, что «русская партия» кормится с письменного стола только послереволюционной эмиграции. Вина наша тяжелей, и простирается она в те глубины, когда национальное самосознание едва зарождалось. Чтобы знать, что за дух мы несем в се­ бе, чтобы быть уверенным в его крепости, не гнуша­ лись мы заглядывать и в мнения тех, кто не согла­ шался с ним как в прошлом, так и настоящем. Когда же «русская дума» в России оборвалась (не от обжор­ ства русским духом, как намекает публицист, а от его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2