Сибирские Огни № 006 - 1991
бе письменами на родном языке Каждого народа, и умеющий читать выписывает их оттуда, а не с чужих страниц. Каждый, кто задумывается хоть немного не над одной лишь утробной, но и над духовной жизнью нации, имеет свои наблюдения — и чем точней они, тем меньше ему принадлежат. Это видение, а видение не может быть заслугой ума. Я не рассчитываю, что наш публицист согласится с подобной аргументацией. Ему требуются первоис точники, чтобы схватить за руку. По обороту головы в отечественную литературу ему заглядывать недо суг. Русский человек непременно должен слямзить у доверчивого европейца, сам он и побрякушки не вы думает. Но если бы явилось нашему публицисту же лание заинтересоваться темой, на которую он случай но наступил, он бы отыскал по ней солидную библио теку. Не стану раздражать его тенями славянофилов, Гоголя или Достоевского, но ведь и Белинский, кото рый должен быть по духу близок Ан. Стреляному, и тот не утерпел: «Каждый народ, — это из «Литературных мечта ний», — играет в великом семействе человеческого рода свою особую, назначенную ему Провидением, роль — вносит в общую сокровищницу... свою долю, свой вклад; каждый народ выражает собой одну ка кую-либо сторону жизни человечества». Нет, не «своя рука владыка» водящего пером опре деляет назначение нации, как с необыкновенной лег костью судит Ан. Стреляный, а рука более могуще ственной силы, названной Белинским. Если для Стре ляного это мистика, то и спрашивать с него нельзя. Вообще же в преемственности русского сознания ничего дурного быть не может. Было бы дурно, если бы всякий раз начинали сначала и изобретали вело сипед. Ан. Стреляный смотрит на вещи слишком бли зоруко, если считает, что «русская партия» кормится с письменного стола только послереволюционной эмиграции. Вина наша тяжелей, и простирается она в те глубины, когда национальное самосознание едва зарождалось. Чтобы знать, что за дух мы несем в се бе, чтобы быть уверенным в его крепости, не гнуша лись мы заглядывать и в мнения тех, кто не согла шался с ним как в прошлом, так и настоящем. Когда же «русская дума» в России оборвалась (не от обжор ства русским духом, как намекает публицист, а от его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2