Сибирские Огни № 006 - 1991
края нормальной жизни. Он и теперь, наблюдая се бессменную вахту на «голубом экране» и на страни цах большинства газет и журналов, воспринимает ее галдеж с терпеливой укоризной: мели, Емеля, твоя неделя... Она глаголет в основном для самой себя. Правда, размноженная за десятилетия на конвейере образованщины, она неимоверно разрослась, из зам кнутого «ордена» превратившись в огромное и неук люжее расчленившееся полу: полу-интеллигенцию, полу-общество, полу-класс, наполовину развращенное, наполовину неудовлетворенное, от полумерности своей ищущее полноты и не знающее, где и как ее искать. Народное чувство связывает интеллигенцию с ины ми качествами. Как ветвь национального сознания она должна была пойти от Сергия Радонежского, Феофана Затворника, Серафима Саровского, Державина, Карам зина, Пушкина, Хомякова, Киреевских, Аксаковых, за тем подхватиться от Достоевского, Даля, Фета и Тют чева, от Иоанна Кронштадтского и оптинских старцев, от ученых Павлова, Менделеева и Ключевского... при шлось бы называть многих. И она, эта ветвь, пошла и подхватилась, существуя негромко, неназойливо, до мостроительно и домопитательно — от семьи до госу дарства. Мы, к стыду своему, знаем ее и не знаем. Те ми именами, тем направлением нам уши прожужжа ли, а на эти всегда накладывалась тень подозрения, то одного, то другого, но чаще всего в доморощенно сти и узости. Стоило упомянуть в обществе Хомякова, Случевского, Леонтьева, Данилевского... — и как бы затхлость с этими именами из тебя исходила, дурной дух не сумел удержать. У нас это издавна: своя своих не познаша. Еще и слово «интеллигент» не проросло в России, а направле ние, связанное с этим понятием, жило и теплило жизнь, вбирая в себя духовное и мирское, учительное у одного и отзывчивое у другого. В нем словно бы свершалось таинство брака между мирским и духов ным, русский доморощенный ум, как, впрочем, и по ступок, не могли тогда не находиться под сенью духа. Россия, как известно, вся вошла в храм. Когда слово пришло и было оседлано для целей противоположных, чем отечественное сознание, оно, слово, как бы само не согласилось с уготовленной ему участью войти в политический словарь и попросило нравственного убе жища. Это не единственный случай, когда язык про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2