Сибирские Огни № 006 - 1991
ством почитала Запад, издевалась над религиозностью народа, не понимала и не в состоянии была понять собственное признание России и характер ее мучи тельного несоответствия так называемому цивилизо ванному миру и спотыканья в нем, надменна и при тязательна — и она претендовала на роль чувствили ща народа, его ума и совести, на духовное и нрав ственное учительство, на исключительность. Можно бы сделать попытку понять ее, можно бы с грехом пополам согласиться с ее притязаниями на передо- визм и особого рода просвещенность, ведь первые от ряды этой интеллигенции были бескорыстны, ничего для себя, все для общего дела, подкупали самоотвер женностью, горением, сектантским товариществом, тренированностью ума и воли, хождением в народ, беспокойством, неподкупностью — было к чему чест ному незрелому уму прилепиться, и можно бы с неко торыми оговорками согласиться с ними, если бы пути России лежали там, куда они ее тянули. Но века ис тории, века борения России самой с собой, насилия над ее духовным звуком показали — и почему мы за крываем глаза на эти уроки?, что судьба России само- путна, и только на собственном пути, а не через коле но, она может развиваться в полную силу и полный рост. И находится он, этот путь, быть может, там, куда с презрением тычут как на задворки цивилизации. Когда цивилизация показала себя бездушной, бескон трольной и безжалостной машиной, механическое дей ствие которой распространилось и на культуру, и на веру, и даже на вкусы — не лучше ли было держаться от нее в сторонке? Но Россию тянуло в сторонку по своему характеру, зародившемуся в недрах земли и истории, по строю души, имевшему отличительную то нальность. Она могла произвести новую, более чело вечную и духовную, цивилизацию или присоединить ся к ней могучими своими силами, если бы кто-то сумел произвести таковую раньше. Нельзя совершен но, как от заведомой глупости или как от бреда, отка зываться от этого исторического варианта. Теперь он, конечно, почти наверняка потерян и погублен, но не давно еще он напрашивался сам собой, и идейная ин теллигенция, выправляя Россию, как ей представля лось, от уродства, лечила ее от ее здоровья. Но в народе всегда жило другое представление об интеллигенции. Эту он и за интеллигенцию не считал, — так, накипь, которая бурлит и выплескивается за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2