Сибирские Огни № 006 - 1991
ем — «когда же придет настоящий день?»; есть мно го чего еще, вбитое в наши мозги от лица якобы всей интеллигенции, тогда как она не вся и менее всего интеллигенция. В том виде, как она заявляет о себе, она не есть происхождение отечественного духа и отечественной природы. Напротив, эта интеллигенция им чужда. По этому она и не могла прижиться на нашей почве из-за полной несовместимости с ней. Пусть не покажется странным «не могла прижиться», если прижилась и распространилась с необыкновенной цепкостью — как тут изначально и была. Но «прижилась» как противо речие заведенному порядку вещей, как протест и бунт против него, а это не значит, что прижилась, т. е. во шла в плоть, обогатила ее и слилась с ней, а говорит лишь о благополучном существовании и паразитиро вании за счет тех соков, которые она отвергает. В статье «Россия и революция» Ф. Тютчев видел в Европе лишь две силы, указанные в названии. Евро па, объятая революцией, напугала талантливого и чувствительного поэта, противостоять революции, счи тал он, может лишь Россия. Энгельсом сказано с дьявольским прозрением, что Россию нельзя победить извне, в нее нужно внедрить учение. Когда Тютчев обнадеживался Россией, а было это в 1848 году, уче ние в нее уже было внедрено. Не много потребовалось ему времени, чтобы из отзывчивого русского интелли гента сотворить причудливый гибрид поэта и комис сара, и едва ли нужно продолжать, за кем осталась душа. Если сравнительно недавно поэт вполне искрен не восклицал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Н. Бердяев назвал эту интеллигенцию «орденом», к которому могли принадлежать люди, не занимаю щиеся интеллектуальным трудом и вообще не особен но интеллектуальные». Тут-то и скрыт секрет их фа натичности и непримиримости, за интеллектуалами такое не водится. О том же говорит Г. Федотов: «Со знание интеллигенции ощущает себя почти как некий орден...», «Это не люди умственного труда...», «...рус ская интеллигенция есть группа, движение и тради ция, объединяемые идейностью своих задач и беспоч венностью своих идей». Стало быть, беспочвенна, наднациональна, неин теллигентна, не испытывала, как правило, привязан ности к родной земле и, живя в ней, духовным ©тече-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2