Сибирские Огни № 005 - 1991
Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Гос подь не оставил землю Своим Божественным присут ствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «ни- какоже отлучался, пребывает неотступный» и обеща ет верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с ва ми, и никтоже на вы». Чрез свое Вознесение Господь стал ближе к чело веку, ко всем верующим в Него. Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом и пренебесном таинстве Евхаристии — Божественных Тела и Крови Его, которых приискрен- не приобщаются верные. Преславное Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении и осно ванием которому послужил Крест Христов. Здесь со вершается и завершается таинство Домостроитель ства нашего спасения Христом в Его пребывании пло тню на земле: «Смотрения (Домостроительства) таин ство совершив», Господь возносится на небо, желая до конца совершить Отеческое благоволение. Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человече ства. Христос вознесся на небо, как первенец из мерт вых, представив в Своем Лице начатой искупленной и возрожденной Им человеческой природы. Он взо шел со славой к Светоначальнику Отцу Своему, уми ротворив всяческая, Крестом Своим разрушив древнее осуждение человечества и средостение (преграду) вражды между человеком и Богом страстию Своею. Установление праздника Вознесения Господня от носится к глубокой древности. Об этом говорят свиде тельства письменных памятников. Так, уже Апос тольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V, гл. 18). Особенно важны свидетельства Иоанна Златоуста (+407) и бла женного Августина (+ 430). Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и от носит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блажен ный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по Преданию, также усвояет ему апос тольское установление. Каноны на Вознесение Господ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2