Сибирские Огни № 005 - 1991
Как уже было сказано, Степан содержит целое натуральное хо зяйство и по сути своей оно таковым и является. Прежде всего об ратим внимание, как трудится он. Да точь-в-точь так же, как тру дились далекие его предки и при Иване Грозном, и при Петре, и при всех трех Александрах, т. е. всю работу он выполняет вруч ную, не используя никакой техники да и не располагая ею. Это во-первых. А, во-вторых, представим на минуту, будто Степан от казался от своей бредовой стяжательской идеи и решил пустить накопленные деньги в оборот. Что он может на них приобрести? Ну кое-что из мебели, ковер, «Жигули», если повезет. А дальше что? Покупать еще один ковер? Записываться в очередь еще на одни «Жигули»? Но тогда получается то же самое бессмысленное накопительство. Причем ни мебель, ни ковры, ни «Жигули» ничуть не изменят образ жизни Степана, ибо главным в его жизни как была, так и останется грубая, грязная, тяжелая физическая работа. Вот потому-то и бежит из деревни шустрая молодежь, потому и предпочитает она жить пусть в тесной «общаге», пусть на птичьих правах в частном доме, но только чтобы быть в городе, чтобы по лучить на заработанные деньги хотя бы минимум тех социально культурных благ, которых в деревне ни за какие деньги не полу чишь. Сейчас много говорят и пишут о том, что крестьянину надо, дать и землю, и самостоятельность, создать все условия, чтобы он стал крепким хозяином, фермером. Но если этот фермер будет об речен, как Степан Екашев, на пожизненную черную работу, если он не будет иметь возможности пользоваться современными бла гами цивилизации, чувствовать себя жителем XX века, а не кре постным смердом времен царя Гороха, •— все наши нынешние бла городные законотворческие инициативы станут еще одним бес плодным, пустословным прожектом на бумаге. Вот на какие неве селые раздумья наводит прочитанная по-современному повесть М. Черненка — повесть, которая вроде бы и не претендует на по становку и разрешение каких-либо социально-экономических про блем. Но недаром я неоднократно подчеркивал и еще раз подчерк ну, что лучшие детективные повести М. Черненка не замыкаются на одной только криминальной тайне, но дают немалый «оператив ный простор» — позволяют увидеть и осознать глубокие жизнен ные противоречия и конфликты. % Большинство своих детективных повестей М. Черненок написал в годы застоя, и это злополучное время, а точнее — безвременье, конечно, свой отпечаток на его произведения наложило. Сколь ни изобретательно выстраивал писатель сюжеты, какие бы темные де ла ни изобличал, мы уже тогда чувствовали и понимали: кримино генная обстановка в действительности была куда более сложной и «многоцветной», равно как и сам «перечень профессий» преступного мира был гораздо более обширным и многообразным. Понимал это, безусловно, и сам писатель, которому не раз приходилось по требо ванию цензуры и целые главы наново переписывать, и многие стра ницы вымарывать, и вообще отказываться от иных сюжетов как заведомо «непроходимых». И вот наступила эра гласности, снявшая многие цензурные ог раничения, сорвавшая пломбы с большинства ранее запретных тем. М. Черненок быстро отреагировал на эти послабления. Уже в 1988 году в «Сибирских огнях» появилась повесть «Шальная музыка», где перед читателем во всей многогранности предстала, так ска зать, новейшая преступная действительность. Писатель показал здесь целый «букет» тех противоправных деяний, о которых совсем еще недавно было принято помалкивать, делая вид, что «этого» у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2