Сибирские Огни № 005 - 1991

Но порой бывает и такое: писатель «задействовует» одних и тех же героев в двух произведениях, и тогда получается своеобразная дилогия. Именно такую дилогию составляют написанные с неболь­ шим промежутком во времени повести «Жестокое счастье» и «Точ­ ки пересечения». Однако роднят эти повести не только общие пер­ сонажи. И в «Жестоком счастье», и в «Точках пересечения» М. Чер- ненок показывает, к какому трагическому исходу приводит чело­ века пренебрежение незыблемыми нравственными правилами и ус­ тоями, испокон веку служившими людям главными опорами в их духовных и житейских устремлениях. В «Жестоком счастье», как почти во всех повестях М. Чернен- ка, главная детективная завязка начинается с трупа. Правда, труп обнаруживается не на первой, а где-то на 15—20 странице и предшествует ему другое криминальное событие — ограбление сельского магазина. Однако Антон Бирюков с его «железной» ин­ туицией сразу улавливает связь между двумя ЧП и, как показы­ вает дальнейшее расследование, не ошибается. Н<} вот что удиви­ тельно: и к гибели молодой женщины, и к ограблению магазина причастным оказывается человек, не обладающий никакими пре­ ступными наклонностями, человек, у которого даже и в мыслях не было совершать какие-либо противоправные действия. Просто так «жестоко» сложились обстоятельства, а Вася Цветков оказался бессильным им противостоять... Многого успел добиться в свои не­ полных восемнадцать лет этот симпатичный паренек, и многое да­ ровано ему было природой. Красавец, эрудит, мастер спорта, он, казалось бы, воплощает в себе то, что в недавние времена обозна­ чалось изящной формулой: сочетание духовного богатства, нрав­ ственной чистоты и физического совершенства. Но, как выясняется, нравственная чистота у Васи носила лишь показной характер, вы­ ражалась только в том, что он, не в пример многим своим сверст­ никам, не выпил ни одной рюмки, не выкурил ни одной сигареты. А стоило лишь ему попасть впервые в жизни в серьезный пере­ плет, как он сразу же растерялся, надломился, утратил элементар­ ное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». М. Черненок очень тонко, психологически выверенно показывает ту неуловимую, коварную грань, когда у молодого, неопытного че­ ловека «души прекрасные порывы» обращаются вдруг в низмен­ ные страстишки и толкают его на преступление. Ведь у Васи все началось с любви. Этот целомудренный юноша встретил девушку, показавшуюся ему той единственной, которая предназначена самой судьбой. И не знал, не ведал бедный влюбленный, что Ирина Кры- ловецкая уже, как говорится, прошла огни и воды и медные трубы. В свои девятнадцать лет она тоже многого достигла, но только, в отличие от Васи, достигла совсем иными средствами, отчего од­ нажды даже чуть было не угодила на скамью подсудимых. И вот в эту «дикую кошку», в эту ресторанную шлюху, которую карточ­ ные шулера использовали в качестве приманки, и влюбился Вася Цветков со всем пылом своего юного, ни разу не ведавшего насто­ ящего чувства сердца. А потом, когда Ирина стала «обнажаться» перед Васей и в прямом, и в переносном смысле слова, когда он узнал, кто она такая на самом деле, произошло непоправимое нелепая ссора на берегу озера, во время которой пьяная Ирина оступилась и упала в воду с ветхого мостика. Сам же Вася потонул, погряз в другом омуте. Буквально обо­ бранный Ириной, без копейки в кармане, он стал послушным ору­ дием в руках опытного рецидивиста Воронкина и в этом новом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2